Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова о российско-американских отношениях газете «Коммерсант» (15 октября 2025 года).
Вопрос: После саммита на Аляске многие ожидали если не прорыва, то какого-то прогресса на украинском управлении. Первые знаки были многообещающими, но сейчас наблюдается какой-то «откат». Президент США Д.Трамп грозит поставками крылатых ракет «Томагавк» Украине и т.д. Что происходит?
С.В.Лавров: На эту тему было уже немало высказываний сотрудников МИД России и Администрации Президента. В.В.Путин говорил об этом на пресс-конференции в Душанбе. Он подытожил, что ещё немало можно сделать на основе договоренностей, которые вырисовались в ходе саммита на Аляске.
Не скажу, что это был прорыв. Это была продолжительная беседа, нацеленная на то, чтобы понять друг друга. Президент США Д.Трамп и его команда – по сути дела, единственные представители западного лагеря (да и, говоря откровенно, не только западного), которые публично касаются вопросов первопричин конфликта не просто через употребление термина «первопричины» – это многие делают. Они – и лично Д.Трамп – пытаются «внедриться» в суть этих первопричин. Втягивание Украины в НАТО – одна из них. <...>
Присутствовавшие на этих переговорах люди по понятным причинам не могут раскрывать детали. Но суть заключалась в том, что на Аляску Президент России В.В.Путин привёз ответ на предложения, доставленные за пару недель до этого спецпосланником Президента США С.Уиткоффом в Москву. Президент России В.В.Путин тогда взял какое-то время на раздумье, и на Аляске сказал, что готов согласиться с концепцией, которую привез С.Уиткофф, поскольку она, прежде всего, отражает понимание первопричин и нацелена на их устранение. Собственно говоря, он объяснил, как, приняв эту концепцию, её можно воплотить в жизнь.
Президент США Д.Трамп сказал, что должен посоветоваться в Вашингтоне. Мы ждём реакции. Никакие его заявления про «томагавки» никак не затрагивают того, что концептуально обсуждалось на Аляске. Я бы даже так сказал, концептуально-практически. <...>
Да, были заявления [Президента США] про «томагавки», но в этой серии заявлений про возможность их поставки Д.Трамп среди прочих своих комментариев упомянул, что он не хочет эскалации. Признавая, что это будет эскалация, причем очень серьёзная. Украина здесь уже будет ни при чем. Это просто нанесёт колоссальный ущерб перспективам нормализации отношений между Россией и США и выходу из того совершенно полного тупика, в который эти отношения были загнаны администрацией Дж.Байдена. <...>
Ещё раз повторю, аляскинский процесс не завершён.
В ответ на предложение, которое нам передали, внесли свою позицию, заключающуюся в том, что мы принимаем это предложение по сути и предлагаем конкретный путь его реализации. Теперь ожидаем реакцию на наш ответ на их предложение.