Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал насыщенное фактами интервью изданию «Коммерсант».

Часть первая:

— После саммита на Аляске многие ожидали если не прорыва, то какого-то прогресса на украинском направлении. Первые знаки были многообещающими, но сейчас наблюдается какой-то откат. Президент США Дональд Трамп грозит поставками крылатых ракет «Томагавк» Украине и так далее. Что происходит?

— На эту тему было уже немало высказываний сотрудников МИД России и администрации президента Российской Федерации. Президент России Владимир Владимирович Путин говорил об этом на пресс-конференции в Душанбе. Он подытожил — не дословно, а по сути, — что еще немало можно сделать на основе договоренностей, которые вырисовались в ходе саммита на Аляске.

Не скажу, что это был прорыв. Это была продолжительная беседа, нацеленная на то, чтобы понять друг друга. Уже неоднократно имел возможность говорить, что президент США Дональд Трамп и его команда, по сути дела, единственные представители западного лагеря (да и, говоря откровенно, не только западного), которые публично касаются вопросов первопричин конфликта не просто через употребление термина «первопричины» — это многие делают. Они — и лично Дональд Трамп — пытаются «внедриться» в суть этих первопричин. Втягивание Украины в НАТО — одна из них. Президент Трамп уже давно и несколько раз говорил, что это было ошибкой Джо Байдена и что это надо исправить, этого нельзя допускать. Точно так же, когда Трамп и спецпосланник президента США Стив Уиткофф стали говорить о вопросах, связанных с территорией, территориальным размежеванием,— это тоже беспрецедентное признание реалий со стороны Запада.

Хотя, безусловно, мы всегда исходили из того, что дело не в территориях, а в людях, которые на этих территориях столетиями жили, продолжали дело своих предков, закладывали города, заводы, фабрики, дороги, порты и которых низвели до унизительного, дискриминируемого положения. Но само признание американской стороной того факта, что эти территории должны обладать статусом, который хотят иметь люди, проживающие на них, присутствует.

В этой связи президенты обсуждали на Аляске, как двигаться дальше, учитывая эти два конкретных фактора, относящихся к первопричинам,— НАТО и судьба людей на землях, которые осваивали русские и которые сейчас хотели отдать нацистам.

Знаете, у сербов хотели отнять Косово. И отняли, по большому счету совершив госпереворот в 2008 году, потому что одностороннее признание независимости Косово грубо нарушало все положения резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, в которой описывались параметры сербской государственности, включая Косово. Они взяли и «признали Косово», тем самым совершив госпереворот, отняв у сербов их исторические земли, с которыми связано зарождение православной религии всего сербского народа и многое другое.

Точно так же после госпереворота на Украине уже в 2014 году у русских людей решили отнять их Родину. У крымчан, жителей Донбасса, Новороссии решили отнять их историю. Их объявляли «нелюдями», «особями». Тогдашний президент Украины Петр Порошенко (входит в объединение, признанное экстремистским и запрещенное в РФ), как вы помните, публично и гордо грозился, что дети тех, кто в Донбассе противостоит неонацистскому режиму, будут гнить в подвалах, а дети тех, кто забрал власть под лозунгами неонацизма, будут ходить в школы.

Возвращаясь к Аляске. Присутствовавшие на этих переговорах люди по понятным причинам не могут раскрывать детали. Но суть заключалась в том, что на Аляску президент Путин привез ответ на предложения, доставленные за пару недель до этого Стивом Уиткоффом в Москву.

Президент Путин тогда взял какое-то время на раздумье и на Аляске сказал, что готов согласиться с концепцией, которую привез Уиткофф, поскольку она прежде всего отражает понимание первопричин и нацелена на их устранение.

Собственно говоря, он объяснил, как, приняв эту концепцию, ее можно воплотить в жизнь. Президент Трамп сказал, что должен посоветоваться в Вашингтоне. Мы ждем реакции.

Читай в Max | Читай в Telegram | Смотри на RUTUBE