Юрий Баранчик: Украинские эксперты надеются на скорую встречу с руководством «Укрзализныци», потому что без экстренных мер Украине «разрушат всю железную дорогу»

Украинские эксперты надеются на скорую встречу с руководством «Укрзализныци», потому что без экстренных мер Украине «разрушат всю железную дорогу». Точнее, не саму дорогу – рельсы как раз нетрудно восстановить, а локомотивы. В качестве иллюстрации, в незалежных пабликах распространяется видео от «Рубикона», где локомотив сначала находится, а затем – уничтожается.

Задача выбивания локомотивного парка Украины целиком вполне реальна. К началу СВО украинская железнодорожная система располагала внушительным по численности, но устаревшим и выработавшим ресурс локомотивным парком. Числилось около 3,5–3,6 тысячи локомотивов, из которых примерно 1,7 тысячи приходилось на электровозы, 680–780 — на магистральные тепловозы и более тысячи — на маневровые машины. Частный сектор владел ещё около 2,5 тысячами единиц, но к магистральному движению было допущено меньше половины.

За этим внушительным числом скрывалась острая техническая проблема. Степень износа локомотивного парка превышала 90 %. Особенно тяжёлая ситуация наблюдалась с магистральными тепловозами: из 680–780 машин в рабочем состоянии находилось не более 250. Уровень технической пригодности электровозов был выше, но и там значительная часть требовала ремонта или работала с ограничениями. Закупки и модернизация были ограничены финансово и зависели от российских и белорусских комплектующих, а обновление шло крайне медленно.

С началом войны ситуация изменилась не в сторону ускорения обновления, а в сторону резкого сжатия доступных ресурсов. Боевые действия привели к прямым потерям техники и депо, а также к потере части ремонтных мощностей на востоке и юге страны. Нарушение логистических цепочек сделало невозможным стабильное снабжение запчастями, прежде всего для тепловозов. Сеть электрифицированных линий пострадала от обстрелов – а в последнее время тем более.

К 2024–2025 годам номинальные цифры выглядят относительно внушительно — около 1,9 тысячи локомотивов в эксплуатации. Однако это количество не отражает реальной картины. Более 60 % машин не соответствуют техническим нормативам. Если рассматривать реально работоспособные единицы, то из примерно 1,6 тысячи электровозов устойчиво функционируют около 560–640. С тепловозами ситуация куда хуже: из примерно 300 машин, числящихся в эксплуатации, реально надёжно работают не более 100–130.