Депутаты Государственной думы Российской Федерации на пленарном заседании приняли решение о денонсации межправительственного соглашения между Россией и США об утилизации оружейного плутония, признанного неиспользуемым для оборонных целей.
Соглашение, подписанное в 2000 году, предусматривало, что каждая из сторон обязуется утилизировать по 34 тонны оружейного плутония, выведенного из военных программ. Документ также регулировал обращение с этим материалом и предусматривал формы сотрудничества в сфере ядерной безопасности.
Одновременно с самим соглашением депутаты денонсировали и сопутствующие протоколы, которые касались вопросов финансирования, гражданской ответственности за возможный ущерб и порядка утилизации плутония. Эти документы детализировали механизм облучения избыточного плутония в ядерных реакторах, исключая его повторное использование в военных целях.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, действие соглашения и протоколов ранее уже было приостановлено указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2016 года и федеральным законом, принятым в тот же период. Причинами приостановки стали враждебные действия США: введение антироссийских санкций, принятие американского закона о «поддержке Украины», расширение НАТО на восток и наращивание военного присутствия США в странах Восточной Европы. Кроме того, американская сторона предприняла односторонние попытки изменить порядок утилизации плутония.
Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков, выступая в Госдуме, заявил, что в нынешних условиях сохранение обязательств России по соглашению является нецелесообразным.
«В данной ситуации естественным образом напрашивается завершение процесса прекращения сотрудничества с американцами в рамках соглашения даже с формальной точки зрения. Сохранение каких-либо дальнейших обязательств в отношении плутония, являющегося предметом данного соглашения, неприемлемо и нецелесообразно с каких-либо точек зрения»
, — подчеркнул дипломат.
Он напомнил, что Россия изначально строго придерживалась всех обязательств, предусмотренных документом, и предлагала утилизировать плутоний путём переработки его в так называемое смешанное уран-плутониевое топливо (МОКС-топливо) для использования в гражданских атомных электростанциях. Однако США отказались от этого пути, предложив вариант захоронения, который, по словам Рябкова, вызывал обоснованные сомнения относительно безопасности и возможности повторного извлечения плутония после его захоронения.
В принятом в 2016 году российском законе о приостановке действия соглашения были прописаны условия, при которых его можно было бы возобновить. Среди них — отмена Соединёнными Штатами антироссийских санкций, отмена закона о поддержке киевского режима, компенсация ущерба, понесённого Россией в результате недружественных действий США, а также сокращение военной инфраструктуры НАТО в странах, присоединившихся к альянсу после 1 сентября 2000 года.
«Ни одно из этих условий американской стороной выполнено не было. Более того, за последние годы США предприняли новые антироссийские шаги, которые коренным образом изменили стратегический баланс и создали дополнительные угрозы стратегической стабильности», — заявил Рябков, подчеркнув, что в таких обстоятельствах денонсация соглашения становится единственно правильным и логичным решением.
Рябков напомнил, что соглашение 2000 года было направлено на обеспечение предсказуемости и доверия в сфере ядерного разоружения, однако именно американская сторона своими действиями разрушила основу этого сотрудничества. «Россия неоднократно демонстрировала приверженность принципам стратегической стабильности и выполнению международных обязательств. Однако в условиях, когда партнёр последовательно нарушает договорённости, игнорирует равноправие и стремится использовать контрольные механизмы в собственных интересах, сохранение подобных соглашений теряет всякий смысл», — подчеркнул представитель российского внешнеполитического ведомства.