ЕВРОЧИНОВНИКИ И РОССИЙСКИЕ ДЕНЬГИ: МЕЧТА И РЫБКУ СЪЕСТЬ, И КОСТОЧКОЙ НЕ ПОДАВИТЬСЯ
Кира Сазонова, юрист-международник, доцент РАНХиГС
Остап Бендер знал 400 «сравнительно честных способов отъёма денег». Но Европейская комиссия хорошенько напряглась и придумала ещё один, который обсудят в конце октября на саммите ЕС. Механизм хотят запустить к весне 2026 года. Правда, на «сравнительно честный» он не тянул бы даже в глазах Великого комбинатора.
Как известно, с 2022 года Еврокомиссия ходит вокруг замороженных из-за санкций российских активов как голодный кот вокруг сметаны. €210 млрд, лежащие на счетах депозитария Euroclear, манят и зовут уставших от бесконечной финансовой чехарды еврочиновников.
Очевидно, что, несмотря на всё ещё довольно приличную «жировую прослойку», закрома Евросоюза потихоньку истощаются. Последствия бесконечного спонсирования Украины уже видны невооружённым глазом даже в самых благополучных европейских странах. Так, в Германии решили отменить индексацию пособий и ужесточить санкции для безработных. Во Франции премьер-министры сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, пытаясь согласовать урезание соцвыплат, в то время как госдолг Франции растёт на €5 тыс. каждую секунду.
И тут совсем рядом, руку протяни — такой соблазн: деньги России, которые можно потратить против самой же России!
Но есть нюанс.
С депозитарием Euroclear работают самые разные институты и государства, поэтому на кону стоит престиж валютной еврозоны. Таким образом, поскольку банальный грабёж средь бела дня не вариант, европейцы уже три года ломают голову над тем, как бы, со слов еврочиновников, «получить доход, но соблюсти международное право». Говоря иначе, как бы Евросоюзу «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться», реквизируя законно принадлежащие России средства.
И тут в скрипящих от напряжения европейских мозгах родилась концепция «репарационного займа». Фактически это новое слово в международном праве, поскольку репарации испокон веков были средствами, которые платит победителю проигравшая сторона после окончания конфликта. О репарациях в длящемся конфликте говорить как минимум бесполезно.
Но Европа уже в отчаянии, поэтому новая схема такая:
1) Евросоюз берёт деньги у Euroclear и даёт их Украине в долг;
2) Россия проигрывает и выплачивает Украине репарации;
3) Украина из этих денег возмещает заём Евросоюзу;
4) Евросоюз возвращает эти деньги Euroclear;
5) деньги снова у европейцев — слёзы счастья и радости от собственной находчивости.
План изначально выглядел настолько убого, что его презентация сразу же сопровождалась ответами еврочиновников на два очевидных вопроса.
Первое. Что, если Россия выиграет и не выплатит Украине никаких репараций?!
Ответ: тогда финансовые обязательства перед Euroclear лягут на сами государства Евросоюза, которые ещё и должны будут заранее предоставить гарантии того, что они их реализуют в полном объёме.
Второе. Что, если государства ЕС не согласятся на эту авантюру и консенсуса не будет?
Ответ: в этом случае Еврокомиссия попробует активировать 31-ю статью Договора о Европейском союзе, в которой крайне обтекаемо говорится о возможности принятия общеевропейских решений квалифицированным большинством. Впрочем, глава Еврокомиссии фон дер Ляйен давно призывает«освободиться от оков единогласия».
Что тут можно сказать?
А не надо ничего говорить.
Надо выигрывать.
Потому что только убедительные действия России на земле могут заставить план европейцев работать против них же самих, утащив их в пучину финансовых обременений, полностью дискредитировав еврозону в глазах инвесторов всего мира, а также окончательно развалив мнимое европейское единство.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.