Марат Хайруллин: Умная «бензоколонка». Или как Россия стала морской державой Расследование
Умная бензоколонка. Или как Россия стала морской державой Расследование
Часть 1
Американцы часто говорят: расскажи мне о своих проблемах, которые сформировали твою личность. Суть проста: чтобы стать кем-то, надо научиться преодолевать трудности.
Опыт нашей страны в СВО в этом плане бесценен. Не будь этой войны, в ряде ключевых отраслей Россия осталась бы аутсайдером и обслугой Запада. Приведу лишь один пример.
Самый впечатляющий и одновременно невидимый рядовому обывателю прорыв достигнут в сфере, которая, буквально, у всех перед глазами.
Речь идет о добыче, переработке и торговле нефтью и нефтепродуктами.
Именно в этой отрасли сложился самый несправедливый перекос: наша страна является вторым (а иногда первым) производителем в мире углеводородов. Является одним из мировых лидеров в его переработке и экспорте. Но до начала войны с украинским нацизмом огромная часть прибылей по всей цепочке (от производства до реализации готового продукта) так или иначе оседала на Западе. А потом всего за три года Россия с минимальными затратами прошла путь, на который даже Китаю пришлось потратить два десятка лет и огромные деньги, и кардинально изменила ситуацию.
Давайте начнем с актуального. Сегодня все СМИ раскручивают очередную страшилку имени Зеленского: Украина перебила более 40 % перерабатывающих мощностей российских НПЗ. В стране вот-вот начнется дефицит бензина и дизеля. Одновременно цена на российскую нефть в мире упадет (почему, не объясняется, просто Западу так хочется), и наш бюджет рухнет. Ха-ха, русские сдавайтесь.
Давайте начнем разбор этого фейка с вопроса: сколько нефти Украина перерабатывает сама? Правильный ответ - около ноля. При этом соседнему государству в качестве подарка достался от Советского Союза очень мощный нефтехимический комплекс - 6 НПЗ общим объемом переработки 50 миллионов тонн нефти. Которую Украина, само собой, по-братски должна была получать из России.
К 2022 году полностью прекратил существование последний Кременчугский НПЗ. Его переодически пытаются запускать, но наши строго следят, чтобы Украина не нарушала российских санкций.
Здесь невозможно удержаться от сравнений. Соседняя маленькая Белоруссия получила от СССР два НПЗ. И бережно сохранила их. Теперь страна перерабатывает где-то 22 миллиона тонн братской нефти. И половину переработки продает в 100 стран мира - спрос стабильный и постоянный. Очень хорошие деньги в бюджет страны - эта цена добрососедства. В случае же с Украиной - цена идиотизма.
А теперь давайте подумаем, почему Украина, не имея собственной переработки, не испытывает особенного дефицита топлива? Правильно - она его завозит. И тот самый рыночек так порешал, что страна продолжает жить без своей переработки и добычи. И не особо переживает по этому поводу. Это опять к вопросу об уровне интеллекта нации - нормальные руководители страны все таки очень бы расстраивались по этому поводу. Это же халявные деньги - огромная нефтедобывающая страна под боком с братским славянским народом (ну просто мечта, а не путь из варягов в греки). А эти все угробили и радуются.
А теперь давайте запомним исходные данные: Украина
1) уровень добычи нефти около ноля,
2) уровень переработки ноль.
Почему же, спрашивается, Россия, которая просто плавает в собственной нефти и бензине, должна обязательно обанкротиться или впасть в топливный коллапс из-за дефицита топлива? Потому что Зеленскому и Западу так хочется?!
Давайте теперь посмотрим на реальное положение дел. В России около 32-ух крупных НПЗ (крупный - это когда объем переработки больше 5 миллионов тонн в год) и около 80-ти мини-заводов. В общем эти заводы могут перерабатывать до 370 миллионов тонн нефти в год. В 2024 году переработали 270 миллионов.
При этом больше половины полученного бензина и дизеля идет на экспорт по всему миру. Иными словами, Россия может в любой момент с помощью рыночных механизмом сократить экспорт нефтепродуктов в интересах собственного рынка.