«Стальной тигр» Россия
Вчера президент США Дональд Трамп уже в третий раз вернулся к вопросу о том, не является ли Россия «бумажным тигром». Он упомянул такую возможность в первый раз после встречи с Владимиром Зеленским в Нью-Йорке, но потом в ходе встречи с президентом Турции Реджепом Эрдоганом пообещал, что не будет больше использовать этот термин в отношении России. И вот вчера Трамп нарушил слово. И задал вопрос, не является ли Россия «бумажным тигром», потому что у неё занимает так много времени достижение победы на Украине. Что ж, доказывать, что ядерная сверхдержава, успешно сражающаяся против всей Европы, поддерживаемой Соединёнными Штатами, никак бумажным тигром не является, мне не кажется необходимым. Но в каждой гиперболе есть доля правды. И эта правда состоит в том, что взвешенное поведение России не убедительно по стандартам Дональда Трампа, который только что побомбил ядерные объекты в Иране, топит в международных водах суда Венесуэлы (основываясь на простом подозрении в том, что они везут наркотики) и в 2020 году убил командующего Корпусом стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани на территории Ирака, даже не проконсультировавшись с иракским правительством. Конечно, Россия действует более сдержанно, и никаких перемен тут не требуется.
А вот что требуется, это понять, что в отличие от периода Холодной войны, когда страны НАТО понимали, что военный конфликт с Советским Союзом чреват опасностью Третьей мировой войны, сегодняшние лидеры стран НАТО убедили себя, что они защищены Пятой статьей Устава НАТО о взаимной помощи, как будто она представляет собой непробиваемый щит, или, по крайней мере, силу, которой Россия не решится бросить вызов.
Российские успешные военные действия на Украине и уверенно продемонстрированные возможности российской военной промышленности привели к истерике среди европейских элит. Но пока истерика вызвала, скорее, желание всячески пытаться подавить Россию, а не здоровый инстинкт самосохранения. На самом деле, от истерики до «наезда» на Россию — один шаг. Но также и один шаг в другую сторону: в сторону понимания, что Россия не побоится, как говорил президент Путин, решительно защищать свои интересы всеми необходимыми для этого средствами — и тогда Европе мало не покажется.
Естественно, любые силовые акции против европейских участников конфликта вне территории Украины несут серьёзный риск. И должны быть тщательно продуманы. Но, на определённом этапе, риск отказа ответить на вызов противника может перевесить риск употребления силы.