Юрий Баранчик: Интересный пример дистанционной отправки войск от Зеленского

Интересный пример дистанционной отправки войск от Зеленского

Зеленский подал в Раду законопроект 14059 «О направлении подразделений ВСУ в другие государства», который позволяет отправить украинские войска в Турцию и Британию.

В Турцию планируется отправить корвет ВМС «Гетман Иван Мазепа» (типа «Ada») и 106 военных, в Британию - противоминный корабль «Черкассы» (типа «Sandown») в составе штатного экипажа численностью до 39 военнослужащих, противоминный корабль «Чернигов» (типа «Sandown») и до 39 военнослужащих, противоминный корабль «Мариуполь» (типа «Alkmaar») и до 39 военнослужащих, противоминный корабль «Мелитополь» (типа «Alkmaar») и до 39 военнослужащих, противоминный корабль «Геническ» (типа «Alkmaar») и до 39 военнослужащих. А также управление 1 дивизиона противоминных кораблей флотилии и до 20 военнослужащих.

Интересно тут то, что переброска войск виртуальная – во всяком случае, по части кораблей. Все перечисленные плавсредства не находятся на Украине, и даже в Чёрном море. С 2022 года в Чёрном море, к тому же, действует режим ограниченного доступа (конвенция Монтрё). Турция строит для Украины корветы типа Ada («Гетман Иван Мазепа» уже спущен на воду). Формально они должны быть переданы Украине. Но физически вывести их в Чёрное море через проливы нельзя, пока действует турецкий мораторий. Британские минные тральщики (Sandown и Alkmaar) тоже не могут пройти в Чёрное море из-за закрытия проливов. Поэтому логично, что они будут оставаться в Британии, где экипажи ВСУ будут их осваивать.

Практическое измерение тут вот какое. Может ли Россия потопить эти корабли, если они украинские, с украинским экипажем, и выйдут за пределы территориальных вод страны пребывания? Такая возможность есть. Территориальные воды (обычно 12 морских миль от базовой линии) — это суверенная территория прибрежного государства. Любое применение силы в их пределах без согласия прибрежного государства — нарушение его суверенитета и прямое нарушение международного права. Внутренние воды и порт — ещё более выраженная зона суверенитета: атака на корабль в чужом порту — де-факто нападение на территорию этого государства. Международные воды — право свободного плавания, но и в условиях войны разные правила: воюющие стороны считаются законными целями друг для друга.

Формально войны между Россией и Украиной нет, но за это время уже произошло столько интересного, что удар по тому же «Мазепе», выйди он за пределы турецких вод, был бы делом божеским. Но важный нюанс: если корабль находится под флагом другой страны или действует в тесном взаимодействии с принимающей страной (например, выполняет задачи обучения в составе учебной группы хозяина), статус может быть сложным — и атака снова будет выглядеть как нападение на гражданские интересы прибрежного государства.

Надо смотреть и за тем, куда украинский флот отправится дальше. Как знать, может он окажется рядом с Сирией, или в Японии, поближе к базам ТОФ.