70 лет назад, 17 сентября 1955 г., Хрущев амнистировал нацистских пособников
История вот какая.
В сентябре 1955 г. в СССР прилетел канцлер ФРГ Аденауэр. Несколько месяцев назад под руководством Аденауэра ФРГ вступило в НАТО, причем сделано это было 9 мая, в 10-ю годовщину Победы. Вот вам символическая пощечина, немецкие войска снова готовы воевать с вами. Разумеется, это не помешало Хрущеву принять уважаемого зарубежного партнера по полной программе и, руководствуясь принципами гуманности, отдать в ФРГ всех сидевших в СССР нацистских преступников в количестве более 10 тысяч человек.
Отпущены были люди, у которых были руки по локоть в крови. Вот, например, в уничтожении молодежи Краснодона из "Молодой гвардии" принимали участие Эрнст Эмиль Ренатус, Отто Древитц, Эрих Шредер и Якоб Шульц. В 1949 году им дали по 25 лет (смертную казнь тогда была отменена).
Ренатус умер в лагере, а Древитц, Шредер и Шульц уже в 1955 г. были амнистированы и почетом вернулись в ФРГ в соответствии с подписаными Хрущевым соглашениям.
Древитц, кстати, лично расстреливал Олега Кошевого и Любовь Шевцову, а потом участвовал в операции 1005 по уничтожению следов нацистских преступлений в Бабьем Яру и Белой Церкви, когда выкапывали десятки тысяч тел убитых и сжигали.
Но все было забыто уже в 1955 году, всех военных преступников отправили на родину.
После этого пиршество гуманизма продолжилось. В Кремле решили, что раз нацистов отпустили, то и их пособников держать в лагерях как-то неправильно - и 17 сентября 1955 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. " Именно по этому указу тысячи прибалтийских эсэсовцев, власовцев и ОУНовцев вышли на свободу.
В указе 17 сентября 1955 г. обоснование амнистии нацистских пособников выглядит следующим образом: "После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ добился новых больших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства и дальнейшего укрепления своего социалистического государства". В связи с этими успехами - амнистия.
Вся эта история - она о том, как Хрущеву (а на самом деле и всей партийной верхушке) хотелось подвести черту под всей этой войной и связанной с ними нацистскими преступлениями, хотелось вернуться на магистральную идеологическую линию - построения социализма дружной семьей советских народов. Память о нацистских преступлениях была чем-то темным, неприятным и идеологически подозрительным.
Ну убивали мирных жителей. Что ж их теперь, не амнистировать?