Думаю, надо перестраивать отношения со странами постсоветского пространства, то есть с сепаратистскими сущностями, отколовшимися от нашей единой великой державы. Ее основа Россия, Беларусь и Украина, и даже это ядро сейчас лихорадит. Остальные страны то же часть единого большого пространства. Мы никак не можем подобрать правильный тон разговора с ними. Наверное это непросто после того, что мы сами в 90-е натворили. А натворили мы страшные вещи.
Надо смотреть вперед, и понимать, что нам необходим какой-то иной стиль отношений. Я думаю, следует выстроить в отношении каждой страны четкий алгоритм — как конкретно мы поощряем дружеские жесты в нашу сторону, что мы считаем таковыми, и как реагируем на оскорбления, обиды и выпады. Не говоря уже о прямом предательстве.
К каждой стране нужен свой подход, но должна быть система. Пока мы действуем спорадически. Путин договаривается с лидерами, а дальше все передается неизвестно кому и благополучно рушится.
Сейчас важные перемены в организационной части взаимодействия с ближним зарубежьем с нашей стороны. Думаю, это отличный случай перейти от бессистемности к системе.
Надо построить в отношении каждой страны стратегический план интеграции. Разобрать основания, проанализировать ресурсы, определить таймлайн. Надо собирать наши земли. Хватит разбрасывать и наблюдать, как они от нас все дальше и дальше уплывают. Как льдины.
Если мы хотим быть полюсом многополярного мира, то нам нужны все постсоветские страны. Мы их должны собрать и превратить в зону общего процветания.
И надо разработать методы, с помощью которых мы будем купировать любые проявления прямой русофобии в реальном времени. Существуют тысячи способов влияния. Мы используем из них три четыре с грехом пополам. Должны заработать механизмы интеграции — долгосрочные и действенные.
Пока мы смотрим в короткой перспективе можно сказать, что и так сойдет. Но стоит только расширить масштаб, и становится ясно, что совершенно не сойдет. Все, что происходит с Азербайджаном, с Арменией, с Молдовой, да и с Казахстаном (слава Богу, что Грузия не на переднем крае, но насколько это надежно и долгосрочно, снова нет никаких гарантий), это, на самом деле, катастрофа нашей евразийской политики. Так быть не должно. Надо все серьезно менять.
Этим сейчас власть и занимается. Дальше тянуть было просто нельзя.
Будем надеятся, что все просчеты осознаны, и мы переходим к системной работе по интеграции евразийского пространства.