Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский:
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский:
Мы инициировали консультации по статье 4. Давайте посмотрим на точность и на то, что произошло, когда другие союзники прибегали к этому механизму. Когда Турция сделала это, почувствовав угрозу со стороны событий в воздухе во время гражданской войны в Сирии, в Турцию были направлены дополнительные комплексы Patriot.Сегодня мы должны создать то, что Урсула фон дер Ляйен назвала стеной против беспилотников. Эта угроза касается не только Польши. Массовое применение беспилотников это вызов всему Европейскому союзу и НАТО. И мы должны бороться с ним вместе.
Польша запросила консультации в соответствии со статьёй 4 Вашингтонского договора. Именно такое поручение я дал нашему постоянному представителю, послу Яцеку Найдеру. Напомню: в прошлый раз, когда союзники прибегали к этому механизму, это делала Турция неоднократно, в ответ на угрозы с Ближнего Востока. Ответом альянса было размещение комплексов Patriot на турецкой территории. Сегодня Patriot нужны нам, потому что беспилотники не единственная форма российской угрозы. Нам также необходима полноценная противовоздушная оборона против крылатых ракет и новых технологий массового применения дронов.
Произошедшее прошлой ночью а напомню, атака длилась фактически всю ночь подтвердило, что наша система противовоздушной обороны и вся система государственного реагирования работает исправно. Все процедуры, как на политическом, так и на военном уровне, были соблюдены. Службы гражданской обороны полиция и пожарные выполнили свою работу.
Конечно, мы имеем дело с врагом, который уже три с половиной года с огромной интенсивностью атакует нашего соседа. Не буду утверждать, что хуже быть не может, но поляки и польское государство были готовы к этому кризису. Сегодня мы можем с гордостью сказать: страна справилась с этим вызовом.
Что касается предыдущего вопроса: министр иностранных дел Украины сегодня повторил просьбу Киева разрешить союзникам по НАТО сбивать российские беспилотники и ракеты до того, как они нарушат наше воздушное пространство. Обратитесь за деталями к военным, но у наших пилотов есть оперативные ограничения: они должны быть уверены, что не нанесут ущерб на земле. Украина просит нас сбивать цели, если они приближаются к нашим границам и представляют прямую угрозу. Подчеркну: это запрос Украины, решений пока не принято.
Путин высмеивает мирные усилия президента Трампа. К сожалению, после саммита на Аляске вместо прекращения огня мы столкнулись с усилением российских атак на Украину. То, что произошло вчера в небе над Польшей, лишь один из эпизодов этого наступления. С тех пор состоялась и встреча авторитарных держав в Пекине, и визит Вашингтон президента Польши Кароля Навроцкого. Поэтому я ожидаю, что президент Трамп захочет подтвердить на деле, что его слова о безопасности Польши будут подкреплены действиями.
Факт, что беспилотники прибыли из Беларуси, указывает на спланированный характер акции. Если бы это были случайные нарушения, мы ожидали бы, что они исходят из Украины. К сожалению, наши отношения с Беларусью уже давно тяжёлые. Эта страна не уважает права польского меньшинства, заключает в тюрьмы поляков, включая Анджея Почобута, устраивает гибридную агрессию против нашей границы, а вместе с Россией проводит военные учения с агрессивным сценарием Запад.
Сотни миллионов евро мы вынуждены были потратить на строительство забора, на дополнительные выплаты пограничникам и военным. В итоге мы приняли решение полностью закрыть польско-белорусскую границу. Надеюсь, президент Лукашенко понимает, что это уже слишком.