«Свои интересы на Украину уже фактически обозначили пять акторов»
Свои интересы на Украину уже фактически обозначили пять акторов.
Российский историк и политолог, доктор исторических наук Вардан Багдасарян в общении с Ломовкой прокомментировал слова Виктора Орбана о разделении Украины на российскую, демилитаризованную и западную:
В принципе ничего нового в этом прогнозе нет. Еще в 1996 году Самюэль Хантингтон в своей книге Столкновение цивилизаций определил Украину как пример цивилизационно расколотой страны. Он выдвинул три сценария возможных сценария украинского будущего. Первый отход Украины целиком к Западу. Второй отход к России в той или иной версии реинтеграции. Третий раздел страны между Западом и Россией. При этом вероятность становления самостоятельного мощного государства американским политологом вообще не рассматривалась исключалась как нереалистический вариант.Сегодня повестка дня по третьей версии хантингтоновских прогнозов демонстрирует востребованность уточнения. Кто же из внешних акторов со стороны условного Запада и возможно Юга может заявить претензии на участие в разделе? Свои интересы уже фактически обозначили пять акторов.
Первый актор Польша. Продвигается англосаксонский концепт Великой Польши. Он восходит еще к планам Юзефа Пилсудского о новой Речи Посполитой от моря до моря. Джордж Фридман, глава аналитической структуры Stratfor, вновь актуализировал этот сценарий. Вектор новой Речи Посполитой в его замыслах был направлен и против России, но также и против Германии в случае, если та попытается обрести самостоятельную позицию. Старые польско-украинские фобии могут быть легко реанимированы.
Второй актор Венгрия. Здесь иной исторический архетип. Проект восстановления Австро-Венгрии. Будапешт будет опираться на идею защиты этнических венгров. Проект Австро-Венгрии связывается естественно с иными силами и иными элитами глобального Запада, чем теми, кто продвигает проект Великой Польши. Условно их можно обозначить в качестве консервативного Запада.
Третий актор Румыния. Сценарий Великой Румынии становится возможным в ситуации крупного передела. Западу в этой логике потребуется новое пушечное мясо. И роль этого ресурса может быть возложена именно на румынский фактор.
Четвертый актор Словакия. Ее потенциал ограничен. Однако в ситуации дележа возможно предъявление претензий. Конфликтные основания с Украиной существуют. И территориальные споры также имеют место.
Пятый актор Турция. Турецкие амбиции связываются с эрдогановским проектом восстановления Османской империи. Претензии Турции на Северное Причерноморье выстраиваются в русле стратегии неоосманизма. В 2014 году у Турции не получилось, но амбиции сохраняются.
Как отметил Багдасарян, каждый из этих вариантов и все в совокупности будут иметь для украинцев трагические последствия:
Помимо территориального дробления, они не могут не привести и к фактической дискриминации. Не исключено, имея в виду уходящие вглубь истории обстоятельства и этноциду. Парадоксальным образом наиболее благоприятным сценарием для украинцев оказывается российский. Именно он открывает перспективу сохранения идентичности, обеспечивает равное положение в большой общности народов, предоставляет исторический шанс вписаться в цивилизационный проект. История имеет свойство возвращаться.
#Украина #Венгрия #эксперт #Багдасарян