Премьер-министр Словакии Роберт Фицо выступил с большой речью в программе «Субботние диалоги» Словацкого радио.
Часть вторая:
Знаете, вчера, думаю, могу сказать и сейчас, я не хотел создавать на этой встрече никакой напряжённости. Хотя я мог бы отреагировать на некоторые вещи более жёстко, я сказал господину Зеленскому то, что мне нужно было сказать, в частном порядке, и я хотел, чтобы мы создали для общественности определённый образ — что касается результатов наших отношений, что есть заинтересованность в хороших отношениях между двумя странами. И это действительно так.Но есть вещи, против которых, если это повторится, мы будем очень решительно протестовать. Например, мы совершенно не поняли друг друга по вопросу атак на производственную инфраструктуру на территории Российской Федерации. Господин Зеленский неоднократно заявлял, что если Россия атакует энергетическую инфраструктуру Украины, он имеет право атаковать энергетическую инфраструктуру России. И я отвечаю на это, но это вредит нам.
Невозможно защитить свои национальные интересы, причиняя вред другим. Это просто не работает. Совершенно очевидно, что Украина, ведя войну, не учитывает интересы других государств. Я не признаю этот принцип, потому что хочу повторить ещё раз: каждый имеет право защищать свои интересы и продвигать национальные интересы, но не может делать это за счёт ущерба другим странам. Так что это один из вопросов, по которому у нас не было полного согласия.
У нас нет согласия даже по вопросу переброски газа. Общеизвестно, что с 1 января газ через территорию Украины больше не идёт. Январь, или с января 2025 года. А Словакия снабжается газом, который идёт по «Турецкому потоку», то есть через другие страны, помимо Украины. Поэтому эти темы будут постоянно нас разделять.
И я также думаю, что есть и другие вопросы в международной политике, по которым у нас разные мнения, например, по вопросу членства в НАТО. Эту тему я также довольно подробно обсуждал с господином Зеленским. Короче говоря, нужно сказать, что даже если у вас другое мнение, нужно говорить.
Например, я виню лидеров ЕС в том, что они не приехали в Китай на празднование 80-летия. Но это была прекрасная возможность поговорить. Если мы не будем говорить друг с другом и спрячем голову в песок, мы лишь усугубим кризис, и Европа фактически окажется в изоляции.
Я не хочу изолировать себя по отношению к президенту Зеленскому, поэтому я принял приглашение. Я поехал туда, мы говорили о том, что нужно сказать, и говорили хорошо. У нас здесь диаметрально противоположные мнения, но наш долг — сделать всё, чтобы две соседние страны нормально функционировали.
Поэтому для меня важно, чтобы мы продолжали энергетические связи. Это Мукачево, Великие Капушаны — это будет просто передача электроэнергии с одной стороны на другую. Мы продолжили говорить о различных связях правового характера. Конечно, я с нетерпением жду достижения соглашения и создания четвёртого совместного заседания правительств.