The National Interest: Решить конфликт на Украине можно по примеру "Хельсинки-1975"
Применительно к конфликту на Украине сторонам нужно воспроизвести концепцию Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — пресловутых Хельсинкских соглашений 1975 года, убеждают публику Закари Пэйкин и Джордж Биб в американском The National Interest.
В "Хельсинки-1975" авторы разглядели много параллелей с сегодняшним днём. То соглашение содержало 10 принципов, часть которых противоречили друг другу и не устраивали ту или иную сторону, но в итоге были приняты в пакете. Реалистичными контурами сделки по Украине аналитики видят следующие пункты:
— исключение неприемлемых для Москвы вариантов: членства Украины в НАТО, размещения на её территории крупного западного контингента;
— силы сдерживания размещаются вне Украины, иностранное военное присутствие на ней ограничено тренировками и ремонтом;
— Киев сохраняет крупные вооружённые силы, но с ограничениями на дальнобойное оружие;
— Россия получает частичное снятие санкций в обмен на отказ от требований демилитаризации Украины;
— соблюдение Киевом прав меньшинств, что может помочь в компромиссе и облегчить вступление в ЕС.
Предложения от аналитиков из антимилитаристского Института Куинси выглядят более разумно, чем то, что мы слышали с Запада до сих пор. Хотя в ряде моментов авторы либо основываются на непонятно откуда взявшихся данных — вроде того, что "Россия не будет требовать ВСУ из Запорожья и Херсона", — либо делают глобальные выводы на ровном месте, вроде "Россия не в состоянии полностью реализовать свои претензии". Что, как минимум, спорно: полная реализация претензий России — это, скорее, вопрос времени. Украина объективно конечна с точки зрения мобилизационного потенциала, воевать за неё Запад пока не готов, а цели России — потому и цели, что имеют экзистенциальный характер.
Но вот в чём Пэйкин и Биб правы, так это в утверждении "Запад часто превращает дипломатию в награду за хорошее поведение, что мешает гибкости". Тогда как дипломатия "должна быть инструментом управления конфликтами, а не демонстрацией идеализма".
Как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, пространство для устраивающего всех решения по Украине есть. Правда, это решение подразумевает учёт интересов России. И на более прочной основе, чем это было с Хельсинкскими соглашениями, по итогам подписания которых президент США Форд заявил, что политика США в отношении "непризнания принудительного присоединения" Литвы, Латвии и Эстонии к СССР так и не изменилась.