Юрий Баранчик: Встреча «коалиции желающих поговорить»

Встреча «коалиции желающих поговорить»

На встрече «коалиции желающих» в Париже, где обсуждались гарантии безопасности для Украины и возможная роль США, предсказуемо не пришли ни к чему. Макрон заявил, что позиция Вашингтона станет ясна лишь «в ближайшие недели». То есть, имеем очередные «две недели Трампа».

Без участия США дальнейшие заявления о готовности европейских стран направить войска в Украину выглядят малозначимыми. Европейские лидеры уже неоднократно подчеркивали, что их контингенты могут быть направлены только при наличии жёстких американских гарантий — на случай прямого столкновения с Россией. И то, когда закончится война. Зачем России, которая неоднократно заявляла «никакого НАТО, хоть в виде миротворцев» соглашаться при таких вводных на перемирие – неясно.

Особого желания воевать коалиция желающих не проявляет. Италия и Польша отказались прямо. Что до остального, то Макрон заявил: 26 стран заявили о готовности отправить войска в Украину «или внести определенные средства для поддержки этой коалиции и обеспечения безопасности на море и в небе».

Другими словами, можно послать «в помощь Украине» пару миллионов и успокоиться. Возможно, в этом и есть смысл происходящего, стрясти бабла. Потому что пока нет никого, кто действительно бы обладал готовым политическим решением и ресурсами, чтобы отправить нужной величины и качества контингенты. Кричать «держите меня семеро!» можно бесконечно, а в реальном мире – Макрону корячится импичмент к октябрю, Мерц ищет очередное дно рейтинга и деньги на социалку, а Стармера с его правительством уже чуть не поднимают на вилы. Наверное, прибалты спасут Украину.

Макрон также анонсировал новый пакет санкций против России, если Москва «уклонится от переговоров». Что нового могут придумать – неясно.

Пожалуй, самое смешное: по словам Макрона, предполагается многоступенчатый переговорный процесс: сначала встреча Путина и Зеленского, затем трёхсторонний формат с Трампом, а после — четырёхсторонний с участием Европы. Россию об этом плане спросить забыли, а Владимир Путин накануне предложил единственный вариант такого рандеву – пусть Зеленский тряхнёт актерским прошлым и едет в Москву. Через Шереметьево.

Ситуация осложняется позицией России и Украины по поводу места возможной встречи. Путин заявляет, что готов к диалогу только в Москве, тогда как Зеленский жёстко отказался туда ехать, подчеркнув, что встреча должна иметь конкретный результат — желательно завершение войны.

Единственный относительный смысл в происходящем балагане – предоставить Трампу якобы европейскую монолитность, склонить Трампа к поддержке данного мероприятия, затем вынести его на согласование с Москвой, получить отказ и тем самым сорвать переговоры. В таком случае, рассчитывают европейцы, Трамп мог бы ответить ужесточением санкций против РФ.

Однако, Трамп сознательно не берёт на себя обязательств — он сохраняет пространство для манёвра и не хочет оказаться связанным чужими инициативами. Европа пытается показать политическую субъектность, но её реальная способность к действию ограничена зависимостью от США. Все ключевые заявления («введём войска», «новые гарантии») по сути условны: без американского зонтика (как минимум, логистика, в том числе военными транспортными самолетами, и прикрытие с воздуха) они не будут реализованы.

Нынешняя встреча - это непродуктивные звуки в микрофон. Европейцы и Киев пытаются склонить США к жёстким гарантиям, но Вашингтон сознательно отказывается брать их на себя. Россия держит жёсткую линию и не оставляет пространства для символических шагов. В результате переговорный процесс буксует нам на пользу, а заявления о войсках и гарантиях остаются инструментами психологического давления со стороны Европы, а не реальными планами.

Москва играет жёстко: ввод войск - «красная линия», переговоры только в Москве. Это не просто дипломатический жест, а демонстрация того, что Россия не признаёт Украину равным субъектом переговоров и требует приезда Зеленского на «своё поле». А после продуктивных встреч в Китае данная линия Москвы только ужесточилась.