«Записки Милитариста» начинают новую серию публикаций, посвященных истории специальной военной операции

«Записки Милитариста» начинают новую серию публикаций, посвященных истории специальной военной операции. Она раскрывает ключевые события 2022 года – от наступления на Изюм и освобождения Мариуполя, до отражения украинского контрнаступления на западном берегу Днепра. Наша цель дать полную картину произошедшего и в итоге объяснить, почему освободив значительную часть Украины, Россия пришла к «трудным решениям». Наша первая публикация освещает бои на севере Украины от запада Киева и до Изюма с конца февраля по конец марта 2022 года.

После отказа российского руководства от проведения военно-политических действий против киевских властей, приоритет был отдан освобождению Донбасса и удержанию «сухопутного коридора». Так было предусмотрено еще довоенными планами (см. «Записки Милитариста» серия «Ты помнишь, как все начиналось»). Но на тот момент всю логику боевых действий в зоне СВО определяла ситуация в Харьковской области, а именно наступление на Изюм. В тех боях и начали формироваться проблемы, которые позже заставят ВС РФ принять «сложные решения».

***

На начало марта группировки «Центр» и «Запад» удерживали в «клещах» украинские силы на территории от восточной части Киева и до границы Харьковской области. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Бровар и Чернигова. Примечательно, что группировка «Запад» действовала весной 2022 года на трех направлениях и на каждом решала свои специфические задачи. По сути, «западные» одновременно вели три самостоятельные операции. Так, 1-я гвардейская танковая армия совместно с «центральными» удерживала группировку ВСУ. 6-я ОА блокировала Харьков, не давая возможность украинским силам выйти из него и провести контрнаступление, 20-я армия пробивалась с боями к Изюму.

Стоит отметить, что карты обстановки в зоне СВО, которые на тот момент размещали российские СМИ, не во всем соответствовали действительности. Обычно территорию на севере Украины закрашивали сплошным цветом, показывая полный контроль над ней ВС РФ. Но на самом деле полного контроля не было. По факту на украинскую территорию вошли несколько «клещей», которые и удерживали части и соединения ВСУ. Поэтому на расстоянии всего пары километров друг от друга могли находится населенные пункты, которые удерживались российскими и украинскими силами.

При этом ВС РФ целенаправленно обходили крупные населенные пункты и размещали гарнизоны только в тех поселках и городах, которые были критически важны для обеспечения логистики. К примеру, российские войска были в Конотопе, Батурине и т.д. В отличие от запада Киева, здесь на столько напряженных боев с отчаянными контратаками и зачистками домов, не происходило. Основные группировки ВСУ оказались зажатыми уже к вечеру 24 февраля, и по ним непрерывно наносились ракетно-артиллерийские удары. Также в первое время активно действовала и авиация. Но понеся большие потери, уже к середине марта деятельность ВКС России на этом направлении существенно сократилась.

Записка #121: Март, изменивший мир: как прошел первый месяц специальной военной операции

И подисывайтесь на наш «Бусти»