Журналиста, востоковеда-ираниста Никиту Смагина включили в реестр иноагентов из-за работы на азербайджанском телеканале CBC (Caspian Broadcasting Company), сотрудничества с Фондом Карнеги, изданиями «Медуза», The Insider и телеканалом «Дождь» (последние четыре признаны иноагентами и нежелательными организациями в России), следует из возражений Минюста (копия документа есть у РБК) на иск, в котором Смагин оспаривает включение в реестр.
Смагин подтвердил РБК, что работает на CBC и ведет там еженедельную авторскую программу «Ближний Восток». Телеканал не включен в реестр иноагентов или список нежелательных организаций в России. Смагина признали иноагентом в апреле, еще до осложнения отношений между Россией и Азербайджаном.
В качестве аргументов для признания Смагина иноагентом ведомство также называет распространение публикаций в том числе Фонда Карнеги и «Медузы», журналистов Марианны Беленькой и Дмитрия Колезева (оба включены в реестр иноагентов) в соцсетях. Речь идет о ретвитах в Х и репостах в телеграм-канале Смагина.
Кроме того, Смагин, как заявляет Минюст, распространял материалы, в которых «выражает мнения о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, формирует общественно-политические взгляды и убеждения». Из документа следует, что речь идет о публикациях, в которых упоминается военная операция на Украине, отношения России с Ираном, новыми властями в Сирии, а также правящим в Афганистане «Талибаном».
Вышеупомянутые обстоятельства подтверждают, что Смагин находится под «иностранным влиянием», и свидетельствуют о его соответствии критериям иноагентов, заявляет министерство. Ведомство называет необоснованным его требование признать включение в реестр незаконным и просит отказать в удовлетворении иска.
В иске (копия есть у РБК), поданном Смагиным, его представитель настаивает, что журналист «никогда не получал поддержку и не находился под иностранным влиянием в иных формах и не осуществлял деятельность», виды которой установлены статьей 4 закона об иноагентах.