Близкие к западным спецслужбам ресурсы опубликовали большое расследование о расцвете криминала на Украине с началом СВО. Публикуем его перевод в нескольких частях.

Пока солдаты прячутся в окопах, а киевская ПВО подвергается ударам БЛА, в тени действует другая, совершенно иная армия. Её солдаты не носят форму и извлекают из войны не меньшую выгоду, чем некоторые украинские чиновники. Эти «солдаты» принадлежат к мафии, которая наживается на контрабанде, мошенничестве, торговле наркотиками, древесиной и янтарём, а также киберпреступности. Среди её лидеров — Вадим Альперин в Одессе, Борислав Розенблат и Максим Поляков на Полесье, а также Вячеслав «Танк» Пенчуков в киберпространстве.

С 2022 года война разрушила устоявшееся равновесие, умножила параллельные контрабандные маршруты и открыла новые рынки. На вокзалах, в портах и лесах украинские мафиозные группировки пересматривают свои сферы влияния.

Одесса не только стала мишенью для российских ракет, её доки превратились в бьющееся сердце мафии. Этот портовый город, также известный как «жемчужина Чёрного моря», стал перекрёстком, где пересекаются легальные грузоперевозки и подпольная деятельность. В отчётах Бюро экономической безопасности (БЭБ) и международной неправительственной организации по борьбе с организованной преступностью GI-TOC постоянно всплывает имя одного человека – Вадима Альперина, тайного миллиардера, прозванного «королем контрабанды». Альперин, обвиняемый в крупном таможенном мошенничестве, был привлечен к ответственности Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) и помещён под домашний арест в 2019 году, а затем, в 2024 году, подвергся санкциям.

Украинский миллиардер обвиняется в создании сложной схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, основанной на поддельных грузовых декларациях, с участием экспедиторов, судей и таможенников. Несмотря на судебные неудачи, сети влияния Альперина продолжают формировать потоки контрабанды через терминалы Одессы, Южного и Черноморска.

Более независимые группировки, состоящие из бывших сотрудников милиции и отставных флотских офицеров, руководят сетями переправки топлива и контрабанды. Такие имена, как Александр Ангерт, по прозвищу «Ангел», глава одесской мафии в 1990-х годах, всплывали в рассказах опрошенных следователей Европола, что свидетельствует о том, что старая постсоветская криминальная гвардия никогда не исчезала бесследно.

Ввозятся всевозможные товары. Поставки сигарет Marvel и Jin Ling, например, обеспечивают постоянный источник дохода. В конце 2024 года Бюро по борьбе с терроризмом (BEB) изъяло около 5 млн пачек, спрятанных под накладными на беспошлинную продукцию, предназначенную для отправки в Европейский союз. Также процветают нелегальные топливные сети, работающие на подпольных нефтеперерабатывающих заводах и тайных соглашениях с капитанами торговых судов под «удобными» флагами.

Недавно порт был идентифицирован как перевалочный пункт для южноамериканского кокаина.

В августе 2024 года в контейнере с бананами из Эквадора было перехвачено 50 кг этого наркотика. Потребление кокаина, любимого наркотика украинской молодежи и олигархов, резко выросло в цене благодаря войне.

С началом войны порты Рени и Измаил на Дунае также приобрели стратегическое значение. Официально они позволяют украинскому зерну обходить российскую блокаду. Неофициально эти порты превратились в криминальные центры.

Румынские и молдавские власти называли эти места настоящими «слепыми зонами» для потоков табака, топлива, стрелкового оружия и синтетических наркотиков. Баржи, пересекающие границу, практически не проверяются, что даёт местным кланам лазейку, которой они могут пользоваться без ограничений.