Президент Беларуси Александр Лукашенко:
То, что американцы и европейцы ведут прокси, как мы, войну — это мы знаем. Но непосредственно, лоб в лоб… Ну, и говорят, что и китайцы, и иранцы, я не отрицаю, и белорусы помогают россиянам — это тоже. Но ни Китай, ни мы, ни Иран не воюем же там. Сторонами непосредственного конфликта являются Украина и Россия.Что касается переговоров между Россией и Украиной — они фактически «на столе», как говорят дипломаты. Это вот завтра собирайся и обсуждай эти проблемы. Но вы видите заявления. Путин: «Да, мы согласны, мы согласны на это, мы заявили давно о том, чего мы хотим». У Володи Зеленского сегодня одно, завтра второе, третье и так далее, как когда-то у Дональда: утром одно, вечером другое.
Вот он делает эти противоречивые заявления. Ну это же видят россияне, и россияне всё равно думают: готов президент Зеленский к переговорам или нет? Они считают, что не готов. Наверное, исходя из его заявлений, это можно понять. Но вы должны понимать, что кроме этих заявлений в СМИ, дымовой завесы, которую умеет делать профессионально и Володя Зеленский, и россияне тоже не новички в этом, и Соединённые Штаты Америки, и европейцы — дыму хватает.
Идёт вот эта кулуарная, подковёрная, закрытая. Вы тоже не знали: мы договаривались там, разговаривали с американцами. Никто особо это… Пять встреч были, пятую немножко… Американцы согласились, мы не против: хотите — покажем, не хотите — не будем. Тоже вот. Но решались очень важные вопросы.
Точно так же подковёрно идёт сейчас это согласование. И там вот есть некоторые вбросы тоже, что Зеленский готов на обмен территориями. Это позиция Соединённых Штатов Америки. Они занимают разумную позицию, что сегодня реалии таковы: если не обменяться территориями — завтра может исчезнуть Украина.
И если украинцы не идут на предложение американцев, ну Дональд Трамп такой человек, что он может и послать их: «Идите, воюйте, но без Америки». А без денег американских и оружия, особенно, победить невозможно.
Я Путину задал вопрос, говорю: слушай, ну неужели европейцы без американцев не могут украинцам поставить оружие? Они же это глубоко изучают, россияне. Нет. Без американского оружия Европа вообще воевать не может.
Поэтому Дональд себя так и ведёт. Некрасиво порой, но что — попали в зависимость, вот теперь терпите. Тем более, как я сказал, у вас была возможность с 15-го года прекратить войну. Но вы собрались в Минске для того, чтобы обмануть Россию. Ну, обманули. Вот последствия.
Я верю в то, что рано или поздно… Тут сроки я боюсь называть. Трампу я сроки называл и этапы своего видения развития ситуации в Украине. Если вас интересует — я могу сказать.
Первое — я думал, что они прекратят стрелять друг в друга на линии соприкосновения и объявят воздушное перемирие. То есть ракеты не будут летать, беспилотники — в одну сторону и в другую. Это очень важно. И для России в том числе. Вы же видите, что туда… Что приятного, если они бьют по аэродромам, если они взрывают нефтебазы какие-то и так далее — внутри России, по жилым кварталам, по заводам. Ничего хорошего для России нет. Путин же это понимает не хуже, чем я. То есть для России это не надо. Для Украины — тем более.
После того как они «Орешником» нанесли удар, украинцы поняли: беда. Могут же ещё бабахнуть и по Банковой. Кстати, инсайдерская вам информация: такие замыслы у кого-то в России были, не буду называть. Путин сказал: «Ни в коем случае». Они были готовы нанести, если бы жахнули «Орешником» по центрам принятия решений — там бы ничего не осталось. Но Путин, вот как это они нас называют — «агрессоры», мы вдвоём эти «да, агрессоры». Но тем не менее, видите, как «агрессор» поступил.
Первый раз, когда они вошли в Киев. Он говорит: «Я не могу бить по детским садам и школам». И когда там уже консенсус почти был, что надо с Украиной решать и нанести удар по центрам принятия решений, Путин сказал: «Нет, этого делать не надо».