Президент Беларуси Александр Лукашенко:
Мы как никогда раньше близки к тому, чтобы прекратить этот конфликт и договориться о мире между Россией и Украиной. Что касается переговоров Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске, я это воспринимаю очень позитивно. И я абсолютно не согласен с теми выводами и заключениями, которые звучат из уст журналистов и разного рода специалистов на эту тему.Что там Путин больше получил, Трамп меньше получил, что, как некоторые говорят, даже грубо: «Путин — Трампа там лицом об стол» и так далее, и что Трамп проиграл. Слушайте, ну если ты не понимаешь в элементарной дипломатии, то не надо давать оценки.
Это разные люди, разные позиции. Россия — это одна из сторон этой войны. Украина и Россия. Америка, если поставляет оружие, то она не ведёт войну против России. Америка не является стороной в этой войне. А Дональд Трамп и Америка являются посредниками.
И чтобы глубже понять ситуацию в этом конфликте, чтобы серьёзнее оценить её со стороны России и понять Россию в этой войне, Трамп как посредник — ему надо отдать за это благодарность, поблагодарить его. Он пригласил Путина на Аляску. Обсуждалось много мест, где могли бы встретиться Трамп и Путин, но Путин согласился на Аляску. Думаю, что это никакое не экзотическое, хотя и попахивает этим соглашение, но хорошее соглашение. Они встретились на Аляске: посредник и сторона, которая участвует в конфликте.
Что от этого мог получить Трамп? Его за это критикуют везде. За то, что он стал посредником. Но его за это надо поблагодарить. Конкретных договорённостей, что они достигли в украинском конфликте, Трамп не мог как посредник получить. Он посредник, он выяснил позицию России в этом конфликте, он понял, чего хочет Россия. Но даже это он не стал говорить, потому что он не сторона этого конфликта.
То, что было обсуждено, — это конкретика, по которой будут разговаривать президенты Путин и Зеленский, конфликтующие стороны. Поэтому удивительно, несмотря на свой характер, когда он может сказать всё Путину, а Трамп ничего не сказал. Это удивительно, и это дипломатически очень правильный шаг. Всё-таки дипломатия имеет свои законы.
Поэтому не надо критиковать Трампа, что он там «поднял Путина», «приподнял» и прочее. Трамп посредник. Он услышал сторону, задал одной из сторон конфликта много вопросов Путину, на которые получил ответы, и понял позицию России.
Как ни говорим, всё-таки позиция России для будущего мира здесь важнее, чем украинская. Почему? Потому что Россия доминирует сегодня на фронте. Для Украины это крайне опасно. Украине надо сегодня остановиться, надо заключить мирное соглашение, чтобы не потерять Украину вообще. Трамп за это взялся. Он, может быть, и не рад. Я уже за ним наблюдаю.
Он говорит: «Я думал, что это будет легче, но это оказалось сложно». Вот он в последний раз говорил. Он понял, что это действительно сложно, но ему некуда деваться. У нас, говорят, соскочить уже невозможно. Я американцев, слово в слово, предупреждал, когда они были задолго до этих переговоров у меня: «Вы передайте Трампу, что ему сейчас отступать нельзя. Он взялся за эту проблему, и он должен её решить. И он может её решить. И он старается решить».
Вот в чём суть разговора на Аляске: он посредник, он получил дополнительную информацию, он понял самую сильную страну, которая участвует в этом конфликте, и перенёс это в Вашингтон на переговоры с Зеленским и европейскими лидерами.