Добрую сотню лет танки доминировали на поле боя

Добрую сотню лет танки доминировали на поле боя. Однако, развитие средств поражения поставило их будущее под вопрос, которым ещё до начала СВО начали задаваться западные аналитики. Они утверждали, что время танков уходит. А конфликт на Украине, в свою очередь, продемонстрировал, что использование танковых клиньев действительно остаётся в прошлом.

Впрочем, подобные размышления именно западных аналитиков не удивительны. Ведь концепция проектирования и применения этого вида вооружений в США и Европе предполагает его использование в качестве истребителей других танков. Такой подход — порождение Холодной войны, когда обе стороны готовились к Третьей мировой.

Тогда предполагалось, что СССР и страны ОВД совершат танковый прорыв к Ла-Маншу, причём по местности, подвергшейся атомным ударам. В такой ситуации западным танкам отводилась роль «встречающих». То есть, окопавшись выставив в сторону противника хорошо забронированные «лбы», они должны были отстреливать движущуюся с Востока технику. Подробнее об этом, как и о причинах танкового прорыва к проливу между Францией и Британией, мы писали в нашем канале «Война. Без фейков». Рекомендуем ознакомиться перед продолжением чтения этого текста.

Наши отечественные танки тоже строились с учётом броска через Европу. Но роль им отводилась совершенно иная. И для её успешного исполнения они создавались компактными, приземистыми, быстрыми и универсальными. То есть, и вражеский танк поразить могут, и свою пехоту поддержать.

Практика СВО показала, что западная концепция танков-истребителей более практически не востребована. А танковая дуэль между российским Т-72Б3 и американским Abrams закончилась поражением последнего. Но танковые дуэли оказались довольно редким явлением.

Основных сценариев использования танков оказалось два: работа в качестве артиллерийской системы с закрытых позиций и поддержка пехоты. То есть, те самые функции, что были заложены в наши боевые машины ещё при проектировании.

Способствовало этому развитие средств поражения: сначала противотанковых ракет, а затем — дешёвых дронов. Бронирование, рассчитанное на определённые способы боевого применения, перестало удовлетворять требованиям поля боя. И это привело к созданию дополнительной защиты — «мангалов» и средств РЭБ. Российские танки получили их раньше. Теперь аналогичные модернизации ждут Abrams, экспериментируют со своим Leopard 2 и немцы.

Но опыт СВО изучают и в других странах. Так, Китай недавно продемонстрировал фотографии своего ZTZ-201. Чем тут же заставил западных экспертов, ранее хоронивших танки, заговорить о новой их концепции. В Military Watch Magazine (MWM) отмечают, что эта боевая машина из поднебесной обладает орудием калибра 105мм, что может свидетельствовать об отказе от «традиционной» в западном понимании роли танков и ставке на мобильность и оказаться «поворотным моментом в военной доктрине в сторону более лёгких и адаптируемых конструкций». Кроме того, ZTZ-201 оснащён динамической защитой и комплексом активной защиты, позволяющим контролировать обстановку вокруг и противостоять угрозам, в том числе в виде FPV-дронов.

Но авторы MWM, как и прочие эксперты, почему-то не учитываю наличие КНР другого лёгкого танка — ZTQ-15. Китай уже довольно давно развивает эту нишу, причём не в ущерб ОБТ. И оснащение нового лёгкого танка современными средствами защиты лишь свидетельствует об их адаптации к современным условиям войны.

Выводы же MWM свидетельствуют не столько о «поворотном моменте», сколько о простой истине: наша отечественная школа танкостроения (а Китай учился делать танки как раз у нас) оказалась куда более приспособленной к современной конфликтам. И модернизационный потенциал, заложенный в российскую технику при проектировании десятки лет назад, позволяет оперативно адаптировать её к новым условиям на поле боя.

Подписаться | Основной канал «Война с фейками»