Юрий Баранчик: Гарантии безопасности, которые вытекают из духа и буквы СВО

Гарантии безопасности, которые вытекают из духа и буквы СВО

Как неоднократно писал ранее (например, тут) вопрос о гарантиях безопасности Украины стал центральным в дискуссиях о будущем урегулирования. Для Запада цель — не дать России «победить», закрепить мирные договорённости и «спасти Украину». Для Москвы главное — не допустить превращения Украины в «НАТО-лайт», разгромить ее как западную прокси-силу и сохранить возможность давления на Европу. Что мы тут имеем.

Неприемлемые для России сценарии

Членство Украины в НАТО или его функциональный аналог, сохраняющий окраину как прокси-силу, несущую сейчас или в перспективе потенциальную угрозу национальным интересам России.

Размещение западных военных баз или войск под любым соусом и дальнобойных систем вооружений на украинской территории.

Исключительно западный протекторат, при котором Россия остаётся сторонним наблюдателем.

Цементирование режима Зеленского (Залужного) и культивирование русофобии на новом уровне.

Любые такие схемы - это продолжение конфронтации. Тем более, что как многократно говорилось, особенно при начале СВО, это именно те пункты, которые СВО и должна была решить.

Варианты, приемлемые для России

Нейтралитет Украины, закрепление нейтрального статуса в Конституции и международных договорах. Украина может сотрудничать с ЕС, но не вступать в военные союзы.

Демилитаризация и буферные зоны, лимиты на тяжёлые вооружения, запрет на размещение иностранных контингентов, буферные зоны вдоль линии соприкосновения.

Принципиальным становится участие в мониторинге и контроле не только западных игроков. Привлечение стран БРИКС (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР) или ШОС делает систему более многополярной и лишает Запад монополии на контроль.

Китай и Индия выступают балансирующими центрами, что повышает доверие Москвы. Бразилия и ЮАР создают «глобальный легитиматор» за пределами Европы. Участие таких стран превращает гарантии из инструмента давления в многостороннюю архитектуру, где Россия не выглядит изолированной.

Гарантии, как уже говорилось, не должны цементировать режим Зеленского и нацистов у власти. Поэтому мирный договор, какой уж он там будет, должен быть подписан от имени государства, а не только президента, жестко связан с проведением выборов после войны, контролироваться не конкретной страной (точно не Киевом и не Вашингтоном с Брюсселем), а международными структурами, где нет доминирования Запада. Опять возникает потребность в БРИКС.

Ну, и, кажется, формируется неизбежный формат расширенного масштаба. Мы не доверяем (и справедливо) локальным гарантиям только для Украины, если они встроены в западную систему. Потому что это «НАТО-лайт», даже если формально без членства, всё равно создаётся военный протекторат.

Россия неоднократно заявляла, что любые гарантии для Украины должны быть частью более широкой архитектуры безопасности Европы. Почему? Симметрия. Тогда можно требовать и ограничений для НАТО. Например, ударных систем ракет в Польше, Румынии, Скандинавии и Прибалтике, а также военных баз и любых военных объектов, возвращаясь к той теме, которая возникла перед СВО, - теме возврата блока НАТО в Европе к границам 1997 года.