Россия. Тренды недели

Успешная перезагрузка от Путина

Прошедший саммит на Аляске с участием президента США Дональда Трампа и президента РФ Владимира Путина показал, что смысл, продвигаемый Кремлем, в части важности ведения переговорного процесса, поиска «точек соприкосновения» – в высшей степени обоснован. Вот уже звучат сигналы от Белого Дома, в частности, от специального представителя президента США Стива Уиткоффа, что «россияне пошли на некоторые уступки за столом переговоров» и вообще «позиция России несколько отличается от тех требований, которые выдвигались на предыдущих встречах».

Понятно, что некое смягчение или трансформация точки зрения от Москвы по вопросу украинского урегулирования не происходит в одностороннем порядке, Вашингтон, видимо, тоже готов идти навстречу по разным вопросам. Владимир Путин, на пресс-конференции по итогам переговоров, как раз отмечал, что «российско-американское деловое сотрудничество и инвестиционное партнерство имеет огромный потенциал, есть, что предложить друг другу в торговле, энергетике, цифровой сфере, высоких технологиях и освоении космоса». Отдельно Путин говорил о важности и актуальности «взаимодействия в Арктике». Фактически, Россия готова согласиться на некую консолидированную, с США, позицию, что по архитектуре европейской безопасности, что по «украинскому вопросу», в обмен на разностороннее экономическое сотрудничество.

Еще один важный момент, на котором акцентировал внимание российский президент – это ситуативное использование механизма «перезагрузки». Несмотря на конкретные противоречия, что были в коммуникации с предыдущей президентской администрацией в США, всегда остается возможность для «перелистывания страницы и возвращение к сотрудничеству». Если за полгода Путин и Трамп нашли общий язык при «неоднократных и откровенных разговорах по телефону», да и периодические визиты Стива Уиткоффа в Москву тоже способствовали налаживанию контакта, то почему бы России не выйти на положительный диалог с ЕС? Конечно, при желании политических кругов на европейском континенте. Там, к сожалению, по-прежнему просматривается русофобская линия, что в риторике, что при ведении внешней политики, но Москва не закрывает, в любом случае, «окно возможностей». Когда захотят – мы будем готовы.

Возвращаясь к переговорам на Аляске, стоит отметить, что, скорее всего, изменение по протоколу мероприятий связано не с конкретными расхождениями по «украинскому вопросу», а больше с позицией Москвы, что любые обеды и чуть расширенная коммуникация должны иметь место по успешному прохождению этапа по договоренностям. Очевидно, что Путин и Трамп остались довольными, как прошли переговоры и, возможно, у них есть некая предварительная «формула мира». Вот когда проект мирного решения «украинского вопроса» будет принят «просроченным» президентом Украины Владимиром Зеленским – в этом случае, можно открывать шампанское и вести более свободные разговоры за обедом в широком круге делегаций.

Кстати, про новую возможную встречу и Москву, как место для продолжения или финализации диалога по Украине. Здесь, похоже, Путин обозначил свою интенцию все-таки решить «украинский вопрос» в ближайшее время и сосредоточиться на других, более важных вещах, вроде проработки нового системного договора между Россией и США об ограничении количества по стратегическим наступательным вооружениям и разграничению сфер влияния в Арктике. Приезд Трампа в Москву будет означать победу России в специальной военной операции на Украине.