Захар Прилепин: Рецензия на «ТУМУ» на портале «Украина.ру»:

Рецензия на «ТУМУ» на портале «Украина.ру»:

При разговоре о романе Захара Прилепина "Тума" возникает первый и главный вопрос: отчего 17 век, чем заворожили Стеньки Разина челны? Для чего необходим уход в прошлое, когда современность не менее грандиозна?

С 2014 года Прилепин был подключен к мятежному Донбассу, после начала СВО подписал контракт с Росгвардией, находился на передовой, затем было покушение на него, после которого чудом выжил, но потерял друга – Сашу Злого. Казалось бы, само собой напрашивается: пиши о современных реалиях, пиши о передовой, о людях в развертывании нового отечественного эпоса, тем более, что непосредственно сопричастен всем этим процессам, сам многое пережил, увидел, прочувствовал…

Но когда начинаешь разбираться, то все вопросы отпадают и уже видишь четкую причинно-следственную связь и не случайность ухода в глубь отечественной истории, в "бунташный век".

"Тума" - прекрасно встраивается в общую линию творчества Захара Прилепина, является ее логическим развитием. Путь к книге идет от "Саньки" - романа о "проклятых бунтовщиках", как охарактеризовал его сам автор. Много далеко не случайных пересечений с "Обителью".

В "Туме" есть важный эпизод посещение Разиным по завету отца Соловецкого монастыря и встреча там с Никоном. Степан "отогрелся душой во всех храмах Соловецких", пишет автор. Уже в годы церковной реформы обитель стала оплотом старой веры и после восьмилетней осады была истреблена. Консервативное и реформаторское, революционное, будто две льдины то и дело сталкиваются в отечественной истории, производя сокрушительные разломы, взаимодополняя друг друга в борьбе и противостоянии.

В этой связи следует говорить о сложности истории, о необходимом сочетании консервативного и революционного, соединении, казалось бы, несоединимого, что и выстраивает гармонию. Сама отечественная история – метис, тума. Ее главная загадка или чудо, как раз в соединении несоединимого. Захар Прилепин все это отлично показывает в своем новом романе – первой части большой эпопеи.

Весной 2015 года сам Прилепин также посещал Соловки, презентовал "Обитель", а в феврале 2017 года СМИ объявили, что он на Донбассе собрал свой батальон. Тогда это не было мейнстримом. Та новость, если вспомнить первичную реакцию, скорее записала автора в разряд тех самых "проклятых бунтовщиков". Его принялись в очередной раз отменять, а то и прямо желать смерти. Впрочем, народные республики тогда также воспринимались поперечными, костью поперек горла. Эта рифма что-то да значит.

Опять же прилепинские донбасские тексты, такие как "Некоторые не попадут в ад", "Ополченский романс", непосредственно проявляются в новом романе. Прежде всего, перипетиями исторического сюжета, а также образами героев, выдвинутых на первый план.

"Люблю проклятых", - признавался в одной из своих колонок Захар Прилепин. "Проклятый" герой у него и тот же Саша Тишин из "Санькя". С помощью этой ранней прилепинской книги можно отлично проследить и понять путь отечественной современности. От времени распада и смуты, блужданий впотьмах и полного отсутствия целеполагания. Когда Россия становилась синонимом пустоты или абстрактной категорией, а о ней самой готовились говорить лишь в прошедшем времени, чтобы окончательно закрыть ее историческую эпопею. И до нынешних эпических времен, когда страна вновь вернулась в свою историю, вспомнила о себе. Это происходит через возрождения чувства родства, братства, общности. Через формирование ополчения, то есть через подключенность широких народных слоев. Через выход на первый план человека, волевого и стойкого, готового к самопожертвованию, который стал противостоять отечественной смуте и сейчас вышел на передовую. Он идет впереди, он обречен, но до конца исполняет свой долг, потому как знает, что ничто не заканчивается.

Продолжение по ссылке: https://ukraina.ru/20250817/tuma-postizhenie-istorii-1067158832.html