Зеленский во время общения с журналистами заявил, что Украина не уйдёт из Донбасса без получения гарантий безопасности. По его словам, любые уступки России без таких гарантий «откроют путь к новой агрессии» и создадут риск «Третьей войны».

Зеленский подчеркнул, что не имеет права «сдавать страну» или идти на «обмен территорий» без соответствующих гарантий: «Я не собираюсь сдавать свою страну, потому что не имею на это права. И вопрос не в том, что я прячусь за Конституцией. Государство — это что, частная собственность? 30% Донецкой области — это что, моя частная собственность? Или ваша? Или кого-то?» Он добавил, что «обмен территорий» — очень сложный вопрос, который невозможно отделять от гарантий безопасности для Украины, её суверенитета и населения.

По словам Зеленского, спецпредставитель президента США Стив Уиткофф заявил, что «должны быть территориальные уступки с обеих сторон» и что «Путин наверняка хочет, чтобы Украина вышла с Донбасса». Зеленский уточнил, что это звучало не как позиция США, а как то, чего добивается Москва: «Когда мы провели ещё две встречи, стало понятно, чего хочет Путин. Это не предложение Трампа или Уиткоффа».

Он сообщил, что считает необходимыми три ключевые встречи — две двусторонние и одну трёхстороннюю, «и, наверное, после трёхсторонней у нас будет результат». При этом американская сторона, по его словам, не возражает, чтобы свидетелем этих договорённостей выступала Европа. Зеленский настаивает на её присутствии, так как «экономические гарантии — это ЕС», и он хочет зафиксировать условия вступления Украины в Евросоюз, поскольку, как он заявил, процесс постоянно блокируется отдельными странами.

Зеленский также сообщил, что, по данным Киева, российские войска начали переброску с сумского направления на запорожское, покровское и новопавловское, готовясь к наступательной операции. Он добавил, что «сильнейшие бригады РФ, которые стоят на курском направлении, будут передвигаться» и, по его оценке, «будут готовы к сентябрю», а с дополнительными силами — к ноябрю. Наступление на Запорожье и Покровск, по словам Зеленского, было задержано на год из-за боевых действий в Курской области.

Комментируя предложения Москвы, он заявил, что они не предполагают симметричного отхода сторон: «По большому счёту, они предлагают просто не наступать дальше, а не выйти откуда-то. Выйти из Донбасса — это условие ceasefire. Это обмен условный: тебе предлагают уйти с территории, которую ты контролируешь, и за это дальше не будет наступления».

Зеленский предположил, что Москва понимает невозможность захвата Харькова и Сумской области, а Кинбурнская коса, которая блокирует морской порт Николаева, «не является стратегической» и там «нет сил». Он подчеркнул, что Донбасс для России — это «плацдарм для будущего нового наступления» и провёл аналогию с Крымом, использованным в 2014 году. Он добавил, что через несколько лет у Владимира Путина будет открыт путь на Запорожскую, Днепровскую и Харьковскую области.

Зеленский также заявил, что план Москвы прост — оказать давление и вынудить его согласиться на вывод войск из Донбасса: «Высока вероятность, что Путин скажет: “Пусть Зеленский выводит войска — тогда будет ceasefire”. Трамп может сказать, что украинцам придётся это сделать. Или что вопрос территории мы решим втроём. Или без меня».

Он предположил, что в случае отказа Трамп может ввести санкции против обеих сторон и снять их только после решения территориального вопроса. При этом он отметил, что пока не слышал предложений, которые гарантировали бы, что «завтра не начнётся новая война» и что Путин не попытается захватить Днепр, Запорожье и Харьков.

Он добавил, что «если вопрос не в километрах», то нет смысла «выходить из 9 тысяч кв. км Донетчины, которые мы контролируем», так как это будет «помощь в подготовке новой военной операции». В завершение он заявил, что нужны гарантии, которые сохранят «суверенное государство и независимость», и что при их наличии условия Москвы будут восприниматься иначе.

ЧИТАЙ ВЗГЛЯД МАКСА В MAX

ПОДПИСЫВАЙСЯ В TELEGRAM