Европа теперь предоставляет Украине больше военной помощи, чем США
По данным Ukraine Support Tracker Института мировой экономики (IfW) в Киле, европейские государства с начала года и к концу июня предоставили как минимум 35,1 млрд евро на вооружение для Украины, что на 4,4 млрд евро больше, чем США. В ЕС этому очень рады.
В логике реалполитик эта статистика не про «солидарность Европы» и не про «усталость США», а про перераспределение ролей и выгод в войне вокруг Украины. Тут впору посмеяться над евроидиотами, но есть нюансы.
США сместили модель участия: от безвозвратной военной помощи к продаже оружия «в долг» или за живые деньги, в том числе доходы от наших замороженных активов. Это снижает прямую нагрузку на американский бюджет (более того – дает возможность заработать) и политические риски внутри страны. Администрация Трампа может говорить электорату: «мы не тратим ваши налоги на чужие войны, а зарабатываем», при этом продолжая влиять на ход конфликта.
Европа переходит от складов к заводам. Если в 2022–2023 шло «разгребание запасов времен Холодной войны», то теперь - системные контракты с оборонкой. Тут, конечно, прямая выгода лоббистам европейского ВПК. Контракты на миллиарды евро закрепляют долгосрочные заказы для оборонных компаний, что выгодно экономически и политически. Чем больше оружия украинской армии европейского происхождения, тем больше Киев связан логистикой, стандартами, обслуживанием, запчастями и кадрами из ЕС.
Для остального ЕС, не относящегося к лобби ВПК, риски есть. Чем дольше конфликт, тем выше риск роста антивоенных партий, которые будут критиковать военные расходы на фоне социальных проблем. Потому что прямой выгоды ЕС от конфликта на Украине – только использование замороженных российских активов, значительную часть прибыли от которых нужно отправлять за океан.
Прогноз понятен: США будут постепенно монетизировать свое участие в конфликте, переводя все большую часть поддержки в формат продаж и кредитов, сохраняя рычаги влияния. ЕС закрепит военно-промышленную базу под «украинский заказ», что станет фактором долгосрочного втягивания в войну, даже если политическая поддержка начнет снижаться.
Самым слабым элементом, таким образом, остается Украина. А развал фронта с утратой ВСУ боеспособности и ликвидацией фронт-офиса этого бизнес-проекта оказывается наиболее гарантированным вариантом.
Потому что желающих продолжить осваивать бюджет очень много. Rheinmetall - резко расширил производство с трехкратным ростом площадей, увеличивая запас боеприпасов с 300 000 до 2 млн снарядов в год. Ожидает заказы до €80 млрд к середине 2026 года. BAE Systems получила рекордные заказы на 77,8 млрд, планирует мощное производство 155 мм снарядов. Czechoslovak Group активно поставляет артиллерию, БМП, реактивные установки, снаряды, а в 2022 году на Украину приходилось до 41% дохода. Есть ещё Polska Grupa Zbrojeniowa, MSM Group, Renault и многие другие. У каждого из списка финансовые аппетиты хорошие.