Telegram-канал «Военный Осведомитель» @milinfolive
Сегодня вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил, что «Америка намерена закончить финансирование войны на Украине». Эти слова на первый взгляд отражают смену американской стратегии по Украине, связанную с приходом администрации Трампа.
Однако на фоне всех прошедших событий возникает ощущение, что Вэнс и администрация США в целом понимают окончание финансирования конфликта совершенно по-своему. В трактовке Вэнса США как будто не видят проблемы, если Европа начнёт самостоятельно оплачивать американское вооружение для Украины. При таком подходе подпитка текущего конфликта не заканчивается, а просто перевешивается с бюджета американцев на шею европейцам.
Сейчас для стран ЕС, желающих финансировать военную машину Киева, действительно существуют два пути. Это наращивание собственных военных поставок, чтобы замещать выпавшую американскую помощь, и покупка американской техники через соответствующие механизмы. Первый такой механизм под названием Priority Ukraine Requirements List (PURL) уже был анонсирован буквально несколько дней назад.
Мотивы Вашингтона в данной ситуации очень просты. С одной стороны, внутри США нарастает политическое давление на Трампа, обещавшего оперативно завершить конфликт и перестать тратить на него деньги. С другой же стороны, полное прекращение военной помощи Украине означает значительное усиление России на поле боя и приближение поражения Киева, что неизбежно отразится на репутации США в мире как надёжного союзника.
Есть и важный третий момент — это американский ВПК, который начиная с 2022 года существенно вложился в модернизацию производственных мощностей и продолжает это делать, опираясь исключительно на контуры украинского конфликта, а первые плоды огромных финансовых вливаний стали созревать лишь в последние несколько месяцев. Прежде всего военный сектор США наращивает производство ракет и снарядов, которые будет необходимо куда-то продавать. И без конфликта на Украине американский ВПК быстро начнёт терять в капитализации.
Перекладывание финансирования ВСУ на Европу решает для США сразу все эти проблемы. Трамп сможет объявить, что американцы больше не платят за продолжение конфликта. При этом Вашингтон формально не бросит своего союзника на произвол судьбы, а американский военно-промышленный комплекс продолжит получать заказы и зарабатывать на происходящем. Европейцы же не смогут отказаться от столь «щедрого предложения», поскольку ВСУ зависят от многих уникальных типов американского вооружения и боеприпасов, не выпускаемых в странах ЕС в силу как банальной разносортицы, так и куда менее развитой оборонной промышленности.
Более того, подобные закупки ещё сильнее увеличат зависимость Европы от США, вынуждая финансировать не собственный ВПК, а американский.
Но и для Украины всё будет далеко не так радужно. Конечно, сейчас очевидно, что полного прекращения поставок американского вооружения ожидать не стоит, да и его передача, вполне возможно, в силу многомиллиардных поступлений в казну США будет осуществляться оперативнее.
Однако сугубо европейское финансирование поставок означает появление ограничений в деньгах и типах вооружений, так как теперь всё будет зависеть от выделенных европейскими странами средств и их политической воли. Например, в 2024 году США оказали военную помощь Украине на сумму около $25 млрд, тогда как по новому механизму закупок Европой у США планируется лишь около $10 млрд, и то без конкретных временных рамок.
Высока вероятность, что, заявляя о желании США соскочить с финансирования украинского конфликта, Вэнс имеет в виду отказ от расходов в пользу доходов, то есть извлечения выгоды из войны. Для США, привыкших держать руку на пульсе ключевых поставок вооружений, прибыли пока были важнее. Посмотрим, что изменится после 15 августа.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.