Что на самом деле важно в случае с поставкой ЗРК Patriot?
На фоне дискуссий о том, сколько систем Patriot получит Украина, и когда (напомним: по данным Spiegel, не ранее весны 2026 года), встает более важный вопрос — а что на самом деле имеет значение в контексте Patriot? Сами по себе батареи — это не волшебные коробочки, которые закрывают небо.
Во-первых, скорость поставок развертывания важнее, чем количество. Главком Объединённых вооружённых сил НАТО в Европе (SACEUR) генерал Гринкевич прямо сказал: важно не просто поставить батарею, а развернуть её быстро, обеспечить логистику, замену в случае повреждения и обслуживание. Менять, как выяснилось, нечем. Либо отдавать из наличия всё и сразу, либо терпеть год.
Во-вторых, без эшелонированной дополнительной защиты Patriot мало что решает сам по себе. НАТО официально строит концепцию Integrated Air and Missile Defence (IAMD) — многоуровневая система, где Patriot — лишь средний эшелон. Выше — THAAD и Aegis, ниже — NASAMS, IRIS-T, Gepard, Stinger. Сам Patriot эффективен против баллистики и высокоскоростных целей, но он не может закрыть всё. То есть поставив Patriot нужно закрывать ещё целым ворохом зенитных комплексов.
В-третьих, стоимость одной ракеты PAC3 MSE — до 3 млн евро. Даже имея батареи, страны НАТО сталкиваются с нехваткой ракет и комплектующих. Производство расширяется, но выйти на нужные объёмы получится только к 2026–27 годам. И это при условии, что удары РФ либо прекратятся, либо их плотность будет снижена. До тех пор Patriot будут вынуждены работать на износ и их почти наверняка будут уничтожать и дальше.
Говоря простым языком, просто взять и поставить пять-семь батарей делу не поможет. Придётся отдавать и остальное, а чтобы отдать остальное нужно будет разоружить вообще все страны НАТО, резюмирует "Военная хроника".