Олег Царёв: Окружной суд в Гааге отменил арест на активы «Газпрома» в Нидерландах

Окружной суд в Гааге отменил арест на активы «Газпрома» в Нидерландах. Суд решил, что такие аресты противоречат принципу государственного иммунитета. Согласно решению суда, если компанию приравнивают к государству, то зарубежные суды не могут накладывать арест на её активы так же, как не могут это делать с самим государством.

Предвосхищая вопрос о том, как в этом случае были арестованы наши ЗВР. В международном праве есть различие между иммунитетом от судебного ареста и исполнительным замораживанием средств государством на своей территории. Большая часть российских резервов, включая деньги ЦБ, находилась на счетах в банках и центробанках западных стран, и правительства стран G7 и ЕС ввели «исполнительные», а не судебные меры — то есть они постановили заморозить эти активы как санкцию на уровне своих исполнительных органов, а не по приговору суда. Суды не разрешили бы такой процедуры.

Кстати, глава ЦБ Набиуллина, выступая в Государственной Думе еще весной 2022 года заявляла о подготовке судебных исков для возвращения ЗВР:

«Это беспрецедентная заморозка золотовалютных резервов, мы будем готовить и иски судебные, готовимся, для того, чтобы их предъявить. Потому что это беспрецедентно в мировом масштабе, чтобы золотовалютные резервы такой большой страны были заморожены»

Она обещала и не сделала — нет никаких свидетельств того, что такие иски были поданы ЦБ или Правительством РФ. Кто знает, может если бы подали в международный суд, решение было как сейчас в пользу Газпрома.

Вообще ситуация возмутительная. Государство в результате непродуманных действий ЦБ потеряла большую часть наших ЗВР и не предпринять даже попытку их вернуть.

Возвращаясь к «Газпрому». Раньше украинские компании через суды пытались взыскать с него деньги за потерянную в Крыму собственность, и из-за этого активы компании в странах Европы, включая Нидерланды, арестовывали. Сейчас этот путь взыскания оказался закрыт. Поэтому Украина и другие, кто хотел получить возмещение через арест активов «Газпрома», теперь не смогут делать это так же легко, как раньше.

Теперь «Газпром» сможет свободно управлять своим имуществом в Нидерландах. Один из ключевых примеров — совместные проекты по добыче газа с Wintershall Noordzee, где «Газпром» владеет 50% через СП с немецкой Wintershall Dea. Правовой прецедент наверняка будет использован и в других юрисдикциях Европы.

Олег Царёв. Подписаться.