Канцлер Германии Фридрих Мерц:

В отличие от России, Израиль остаётся демократическим государством. В отличие от России, именно Израиль подвергся нападению, и сейчас он защищается от этих нападений. Если бы он этого не сделал, то Государства Израиль сегодня уже могло бы не существовать. Это принципиально отличает ситуацию Израиля от российской агрессии на Украине.

Именно поэтому федеральное правительство и я лично не готовы ставить эти два случая на одну доску или даже рассматривать их сходным образом. Существуют фундаментальные различия, которые мы, конечно же, принимаем во внимание при оценке ситуации.

Если кто-то утверждает, что Россия и Израиль здесь находятся примерно в одинаковом положении, то я категорически с этим не согласен. Россия уже три с половиной года ведёт агрессивную войну, грубо нарушая международное право против страны, которая никому не угрожала. Невозможно всерьёз утверждать, что Израиль находится в сопоставимой ситуации.

Израиль подвергается постоянной угрозе уже много лет, если не десятилетий. А события 7 октября 2023 года показали, насколько серьёзной эта угроза может быть. Именно поэтому совершенно неприемлемо отождествлять эти две ситуации, и именно поэтому мы пришли к совершенно разным выводам в наших оценках и решениях.

При этом очевидно, что Европейский союз кое-где справедливо критикуют. Он стал чрезмерно зарегулированным, если не сказать – слишком бюрократизированным. Союз слишком медленно реагирует на некоторые события. Правда, в периоды кризиса он доказывает свою дееспособность. Например, во время коронавирусного кризиса Европа показала себя с лучшей стороны.

Но сегодня мы вновь видим, насколько трудной стала, например, политика ЕС в отношении Украины. Позвольте мне привести пример последних дней, связанных со Словакией. В последние несколько дней я практически ежедневно был на связи с премьер-министром Робертом Фицо. Мы встречались в Брюсселе и имели интенсивные обсуждения. Наши команды проводили совместные консультации. Я благодарен Роберту Фицо за то, что вчера он дал согласие разблокировать принятие 18-го пакета санкций, хотя это опять же потребовало слишком много времени.

Подобные процессы слишком обременительны, и мы должны самокритично признать, что нам нужно улучшать работу Евросоюза. Нам следует сосредоточиться на по-настоящему важных задачах. Мы должны вместе решить проблему миграции. Много лет назад такой общей позиции среди государств-членов ЕС не было. Сейчас многое изменилось.

Если мы продемонстрируем, что ЕС может быть пространством инноваций и конкурентоспособности, если мы обеспечим мир как внутри наших стран, так и за их пределами, если будем содействовать росту благосостояния наших народов, если покажем, что ЕС, опираясь на свою историю, способен принимать эффективные решения во внешней политике и безопасности, то тогда мы сумеем ответить на вызовы как слева, так и от ультраправых. Но многое зависит и от нас самих. Это одна из причин, почему я веду столь интенсивный диалог с Макроном, Туском и многими другими в ЕС, чтобы достичь именно этого — продемонстрировать способность Европейского союза эффективно действовать.

Личные мысли @makslifeoff