18-й пакет санкций против России — очередная серия в затянувшемся сериале «Евросанкции: месть без смысла».

На этот раз брюссельские архитекторы внешней политики решили ужесточить потолок цен на российскую нефть — теперь не $60, а $46. Под горячую руку попали 105 танкеров из так называемого «теневого флота». Все это выглядит строго, но по сути — символично: эффект минимален, зато шума много.

Эти меры — очередное доказательство, что евробюрократия делает все, чтобы мирные переговоры так и не состоялись. Им выгоднее продолжать конфликт, удерживая Украину в состоянии войны «до последнего украинца», чем признать провал стратегии и сесть за стол переговоров. Одновременно с этим в Брюсселе уже приступили к проработке 19-го пакета.

На фоне остывающего энтузиазма даже у самых преданных сторонников санкционной гонки, он может оказаться откровенно бессмысленным. Но бюрократия — система с самоподдерживающимся двигателем. Оправдать собственную зарплату — святое дело, даже если результат этих усилий все больше напоминает пыль в глаза.

А что же простые европейцы? Все чаще — горькая усмешка. Опросы на улицах Берлина, Парижа и Рима показывают, что население открыто раздражено имитацией бурной деятельности, не веря в эффективность очередных ограничений. Да и само мнение европейцев о санкциях меняется.

Продолжающийся рост цен на электричество, газ, бензин и продукты питания заставляет людей в ЕС и США задаваться неудобным вопросом: «А против кого, собственно, были введены эти санкции?»

Громкие политические заявления чаще разбиваются о суровую бытовую реальность. Да, политики предупреждали: будет непросто. Но никто не уточнял, что «непросто» окажется для собственного народа — а не для того, на кого направлены ограничения.

Ирония ситуации очевидна: пока Еврокомиссия выдавливает из себя очередной «пакет», реальная жизнь в ЕС уже проголосовала против — в чеках супермаркетов, квитанциях за коммуналку и пустеющих заправках.

Политолог Владимир Меркушев специально для «Ломовки».

Подпишись наЛОМОВКУ