Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан дал очень насыщенное интервью YouTube-каналу Ultrahang.
Часть третья.
Ведущий:
И с этим ничего не поделаешь. Например, говорят, что Венгрия — маленькая страна, но у вас есть отношения и с американским президентом, и с российским президентом, так что, если говорить об этом, то не все так плохо.
Орбан:
Послушайте, моя позиция очень проста и ясна. Я христианин, а значит, для меня мир всегда лучше войны. Это мой главный жизненный принцип. К миру нужно стремиться всегда. Это моё глубокое моральное убеждение. И если говорить о национальных интересах страны, лидером которой я являюсь, то они полностью совпадают с моими личными убеждениями. Интерес Венгрии — это мир.То, что Венгрия должна оставаться на позиции мира, для меня совершенно очевидно. У нас есть две задачи. Первая — не позволить втянуть себя в войну. Европейский союз стремится втянуть нас, оппозиция в Венгрии тоже хочет втянуть нас в конфликт. Для них Венгрия представляет опасный пример. Мы показываем всей Европе, что можно занимать мирную позицию, не отправляя людей, оружие и деньги на войну, и при этом сохранять самостоятельность и безопасность.
Венгрия представляет собой полную противоположность тому, что делает сегодня Европа. Европа говорит о мире, но на самом деле делает всё для продолжения войны. Отсюда следует и вторая задача — способствовать миру везде, где это возможно. Я регулярно использую все свои контакты с президентом России и президентом США, чтобы представить им аргументы и идеи, способствующие миру. Если они оказывают нам честь, проявляя интерес к нашему мнению, то венгры тоже с интересом выслушивают их мнение.
Ведущий:
То, что Венгрия с самого начала заняла позицию о невмешательстве в войну и отнеслась к украинцам несколько более критически, чем западноевропейские страны — это связано с тем, что с самого начала было понятно, что Украина не сможет выиграть эту войну, или с чем-то другим? Некоторые говорят, что причина в том, что Венгрия находится в сфере российского влияния и должна была это учитывать.
Орбан:
Подобные примитивные подходы не могут быть частью серьёзного разговора. Это поверхностное и неконструктивное мнение, оно не приближает нас к пониманию ситуации. Я сам много размышлял о причинах того, почему с первых дней был убеждён, что Венгрии нужно держаться позиции мира, и выделил несколько причин.Во-первых, это очевидные национальные интересы. Совершенно ясно, что Венгрии невыгодно, если в соседней Украине будет создана армия из 800 тысяч или миллиона человек, гораздо сильнее венгерской армии, которая неизвестно для чего и как может быть использована в будущем. Это уже само по себе создаёт опасность.
Во-вторых, я пытался понять, какие условия необходимы, чтобы Украина могла победить Россию на поле боя, и увидел, что таких условий просто нет. Украинцев гораздо меньше, чем русских. Даже несмотря на западные деньги и оружие, Украина всегда будет уступать России по ресурсам. Их военная промышленность отстаёт от российской на десятилетия, и, наконец, самое главное, Россия — ядерная сверхдержава, а ядерную сверхдержаву никогда ещё никто не побеждал.
И когда я увидел западный план, который предполагал, что Украина победит Россию на поле боя и затем сможет дестабилизировать и изменить саму Россию, я просто понял, что это безумие.
Кроме того, есть и другая причина, более глобальная. Сегодня мы живём не просто во время российско-украинской войны, а во времена противостояния двух цивилизаций — христианской и мусульманской.