Юрий Баранчик: Коллеги пишут, что в условиях меняющейся геополитической реальности, России необходимо кардинально переосмыслить свой подход к постсоветскому пространству
Коллеги пишут, что в условиях меняющейся геополитической реальности, России необходимо кардинально переосмыслить свой подход к постсоветскому пространству.
Подпишусь под каждым словом. Сам об этом говорил неоднократно.
Правильно и то, что, как пишут коллеги, старые механизмы влияния, выстроенные на ностальгии по общей истории и ресурсной дипломатии нужно отбросить. Однако вот тут уже возникают некие мысли по поводу.
Поясню. Недавно писал о разнице менталитетов. В указанной канве необходимо понимать, что продиктованные ностальгией по общей истории телодвижения в рамках ресурсной дипломатии в менталитете бывших наших воспринимается не как инструмент влияния, а как дань, выплачиваемая слабым сильному.
Именно поэтому они так себя и ведут. Нагло и дерзко. Лебезя при этом перед Западом. Потому как его они боятся до дрожи в коленях. Нас нет. Мы задабриваем и откупаемся, а Запад ели не бьёт, то покупает. С потрохами. Чуете разницу?
Для глубинного восприятия складывающейся на постсоветском пространстве ситуации, просто неизбежно осознание простой истины: в том, что с нами происходит имеется львиная доля нашей собственной вины. Ведь если вы пошли в лес без ружья и на вас напали волки, то кто виноват? Волки, сволочи такие-сякие, или вы сами поступили глупо?
Пора признать: большинство постсоветских республик не являются дружественными государствами в полном смысле этого слова.
А я уверен, что пора уже признать иное. ВСЕ постсоветские республики, кроме Белоруссии, уже давно нам совсем не дружественные, если брать преобладающее большинство их политикума. Почему? Да потому, что они изначально отделялись в 1991 году, руководствуясь отнюдь не дружеским отношением к России. Помните, как русских тогда оттуда изгоняли? Кстати, восприятие льгот и преференций как дани идёт именно оттуда. В их понимании русские тогда испугались продемонстрированной решимости и откупились, чтобы кишлак не пришёл в Россию.
Опять-таки, должно воспринимать как факт их менталитет, соответствующий менталитету опытной девицы лёгкого поведения, промышляющей у вокзала: пойду не с тем, кто ближе, а с тем, кто больше заплатит. Но, при этом, если есть возможность взять деньги с обоих и кинуть того, кто не способен дать по физиономии, наказав за кидалово, то, поверьте, это будет сделано обязательно.
Чтобы не допустить повторения украинского сценария в других странах региона, Москва должна действовать в логике сдержек и противовесов.
Сдаётся мне, именно в этом и кроется ошибка. Россия именно так и действовала все эти годы. И чего добилась? Может, нужно жёстче проводить пророссийскую политику в бывших зонах влияния?
Что касается минимизации зависимости от нестабильных партнёров. Странно, но о политике импортозамещения Президент сказал году этак в 2014-м. Тут замещение стоит понимать не буквально. А в плане обеспечения самодостаточности научного, промышленного и экономического секторов страны. Однако этого до сих пор не наблюдается.
Иначе, сценарии, подобные украинскому, молдавскому или Закавказью станут не исключениями, а системной нормой.
Давайте отбросим иллюзии. Украинский сценарий системная норма давно. Он реализуется во всех бывших семимильными шагами. Изначально. И начата его реализация задолго до 1991 года. Просто ранее концентрация сил была направлена на Украину. Как на приоритет. Теперь же, когда РФ продемонстрировала устойчивость к такого рода давлению, принято решение ускорить расширение количественного состава русофобского альянса вокруг нашей страны. Вот и стало заметнее. Поэтому пресекать украинизацию регионов нужно жёстко и решительно. В высшей степени прагматично. Безо всяких ностальгий и иллюзий. Иначе - можно кровью умыться.