Война Израиля с Ираном. Последствия для Украины

Нападение Израиля на Иран показало несколько моментов, важных в контексте войны в Украине.

Во-первых, крайняя необходимость иметь надежную систему ПВО. Ее изначальная слабость у Ирана и уничтожение значительной ее части в первые дни войны, сразу дало Израилю господство в воздухе, что, по крайней мере пока, предопределяет характер войны. Наличие хорошей системы ПВО у Украины в начале войны (тогда она была основана на советских системах, а позже модернизирована за счет западных поставок) не дало возможность России реализовать свое превосходство в авиационной компоненте. В итоге РФ была вынуждена ограничиться ракетными ударами и сбросами КАБов с приличного удаления от линии фронта и лишилась возможности наносить массированные ракетно-бомбовые удары с близкого расстояния, находясь над украинскими городами или над позициями ВСУ на поле боя. И это остается одним из важнейших факторов, который определяет нынешний формат войны в Украине - с позиционным противостоянием и медленным продвижением. И это же показывает почему Зеленский прилагает такие огромные усилия, чтоб сохранить военную помощь США, несмотря на постоянные заявления в Украине на тему «мы и без американцев справимся». Без поставок из Штатов систем ПВО и ракет к ним, Россия очень быстро захватит господство в воздухе и характер войны сразу поменяется в кардинально худшую для ВСУ сторону. К каким последствиям это приведет можно видеть на примере Ирана. И это также показывает, что у Трампа на самом деле есть очень сильный рычаг влияния на позицию Зеленского - поставки или отказ в поставках зенитных ракет. И если Вашингтон выставит некие требования по условиям завершения войны в Украине, то Киеву будет не так уж и просто их полностью проигнорировать.

Во-вторых, «Моссад» масштабировал в Иране украинскую спецоперацию «Паутина» - удары беспилотниками, которые запускаются с территории противника. Это еще раз показало наступление новой эпохи в войнах, когда дроны фактически ликвидируют понятие «тыл», делая любой объект уязвимым. Поэтому наверняка данная тактика будет применяться и дальше, постоянно расширяясь и совершенствуясь. В общем-то об этом уже прямо говорят и Зеленский, и СБУ. Но, не исключено, что нечто подобное может попытаться реализовать и Россия внутри Украины, завербовав, например, волонтеров, которые поставляют дроны для украинской армии, чтоб те перенаправили одну из партий для подготовки ударов по объектам внутри страны.

В-третьих, один из основных методов Израиля – убийства видных иранских деятелей. Это практиковалось и в войне в Украине обеими сторонами (причем Киевом в большей степени). Но теперь теме могут уделить особое внимание вплоть до попытки убийства первых лиц.

В-четвертых, атака Израиля на Иран без санкции ООН в еще большей степени размыло понятие «международного права» (на которое опирается Украина в своей позиции по войне), утверждая «право сильного». А также фактически легализовало обвинение в подготовке создания ядерного оружия в качестве повода для нападения одной страны на другую. Учитывая постоянные заявления из Украины о том, что нужно создавать свою ядерную бомбу или заполучить ее от западных партнеров, Россия может использовать «израильско-иранский прецедент» как формальный повод не заканчивать войну до получения гарантий безъядерного статуса Украины. Либо, если будет заключено перемирие, начать новое вторжение под предлогом «уничтожения украинской ядерной программы».

В-пятых, вся военная инфраструктура, включая предприятия ВПК, должна уходить под землю. Строить сейчас новый военный завод на поверхности земли – пускать деньги на ветер. Нет такой системы ПВО, которая сможет его защитить (даже израильская ПВО – самая плотная в мире, пропускала 20-25% иранских ракет).