Зеленский дал интервью американскому телеканалу Newsmax.
Часть пятая.
Ведущая:
Возвращаясь к теме прекращения огня. Россия заявила о своих условиях окончания войны в неком "мирном меморандуме", который многие считают ультимативным и неприемлемым для Украины. Но к вам неизбежно звучит вопрос, господин президент: почему не принять условия России? И если вы не примете, на какие уступки вы готовы ради мира?
Зеленский:
Проблема в том, что Россия написала этот документ, прекрасно понимая: всё, что там изложено, не соответствует ни Конституции Украины, ни нашему закону, ни международному праву, ни воле украинского народа. Сейчас речь не о желаниях, а о справедливости — этим критериям текст не отвечает.Главное — россияне не писали его для того, чтобы мы согласились. Это аналогично тому, что было в 2022-м, когда они стояли под Киевом и просто хотели уничтожить государственность Украины. Сейчас этот текст — копия того же ультиматума, только теперь, спустя эти три года войны, с учётом новых обстоятельств. Он составлен таким образом, чтобы Украина принципиально не могла выполнить его условий.
Если мы хотим закончить войну, нельзя, чтобы решение сводилось к тому, что Украина что-то "должна" выполнить. Мир — это не ультиматум. Это всегда результат договорённостей обеих сторон. Сейчас же одна сторона просто заявляет: "хочу, чтобы вы поступили так". Но Россия — агрессор, она пришла на нашу землю.
Вместо ультиматума мир должен выставлять Путину свои требования: если он не остановит войну — будут такие-то санкции, если не выплатит репарации — такие-то последствия. Сейчас этого не происходит. Мы уже идём на компромисс, просто садясь за стол переговоров с убийцами. И это — ради мира. Мы готовы. Президент Трамп взялся за действительно сложное дело, заявив, что сможет остановить войну.
Первый шаг — это Ceasefire. Я никогда не отказывался от его предложений, чтобы Америка не могла нас в чём-то обвинить. Украина всегда демонстрировала готовность ко всему ради мира. Ко всему, кроме ультиматума — мы не примем ультиматум. Поэтому мы и боремся.
В противном случае — зачем тогда сначала защищать страну, флаг, всё своё? Можно было бы просто сразу всё отдать, но понимали: это уничтожит нашу независимость, нашу Украину.
Посмотрите, где бы ни появилось русское знамя — всё разрушено. Это и есть их цель с самого начала: разрушить, уничтожить культуру, традиции, людей, память, независимость — нашу идентичность. Поэтому никакого ультиматума быть не может и русские это прекрасно понимают.
Что касается условий Ceasefire — давайте честно, почему вообще должны быть какие-либо условия для прекращения огня? Это странно. Всё должно быть направлено на окончание этой войны, и именно этим должен заняться президент Трамп. Если вы читали эти пункты, вы понимаете, что там главное. Как можно говорить о правах русскоязычных, если Россия убивает людей именно на востоке страны, где среди населения больше всего русскоязычных?
Как в этом документе могут затягиваться вопросы, например, российской церкви? Простите, вера — это личное дело каждого. А Путин пытается вмешиваться, определять кому и как молиться, ставить свои условия. Это вопрос свободы, а не государства. Во всём мире, включая Украину, государство и церковь отделены.
Путин свои требования пишет только для того, чтобы через "русский мир" насадить своё будущее другим странам, тем, которые он видит внутри будущей России. Он не признаёт нас независимым государством — и именно это я хочу, чтобы президент Трамп понимал. Как бы ни улыбался Путин, что бы он ни обещал — для него мы только объект охоты и жертва. И если не выбить хищнику зубы, он не остановит свою жажду.