Посол России в Великобритании Андрей Келин дал интервью Sky News.
Часть шестая.
Ведущая:
Посол, насколько серьёзно вы относитесь к мирным переговорам? Потому что делегация России в Стамбуле гораздо ниже по уровню, чем украинская: президент Зеленский там появлялся лично, его министр обороны возглавляет делегацию. Украина подходит к этому всерьёз — она соблюдает режим прекращения огня, если он объявлен. А Россия, складывается впечатление, что нарушает режим прекращения огня и отправляет на переговоры команду низкого уровня, как будто не воспринимает процесс всерьёз.
Посол:
Это совершенно не так. В нашей системе помощник президента — это уровень министра, и ему помогают заместители министра обороны и заместители министра иностранных дел. Это делегация очень высокого уровня, настоящая команда специалистов. Прямо сейчас обсуждается основа для заключения рамочного соглашения или меморандума: впервые все ключевые элементы позиций обеих сторон оформлены письменно, и эти документы обмениваются между делегациями.Украинская сторона сказала, что будет анализировать предложения, и на следующем раунде мы планируем обсудить попытки сближения, поиск компромиссов по позициям. Всё это очень сложный конфликт, его нельзя решить сразу. Нужно обсуждать детали, понимать, что реально на местах, что достижимо, что нет.
Если говорить о предложениях Украины — их меморандум содержит две-три позиции: вернуть детей (по этому вопросу я объяснил суть), заявить о желании вступить в НАТО, хотя, на самом деле, никто не собирается принимать Украину в НАТО, и идею провести саммит. Но саммит проводится только тогда, когда нужен заключительный этап или требуется решить три-четыре принципиальных разногласия, а не когда отсутствует готовность к компромиссам.
Если президент Зеленский хочет провести просто красивое политическое шоу, встретиться с нашим президентом ради пиара — для нас это не имеет смысла. Нам нужен саммит для реального, прочного и долговременного решения вопроса, чтобы мир был не на пару дней, не на год, не на два, а на десятилетия и чтобы этот конфликт не возобновился снова.
Ведущая:
Россия ведь надеялась, что европейцы и, возможно, США в какой-то момент откажутся от поддержки Украины, и Украина потеряет волю к сопротивлению. Но этого не произошло — Европа продолжает помогать Украине, и при этом Россия терпит серьёзные потери. Разве это не стало катастрофой для России?
Посол:
Я бы так не сказал. Не хочу повторяться, но вы правы: на пути к миру больше всех сейчас сопротивляются четыре столицы — Лондон, Брюссель, Париж и Берлин. Именно они всячески препятствуют завершению конфликта, потому что вложили в Украину и этот конфликт огромные политические, военные и финансовые ресурсы.Ещё недавно эти европейские лидеры говорили о неотвратимом стратегическом поражении России, о том, что Россия будет наказана, о необходимости её победить «на поле боя». Теперь же — всё решается действительно на поле боя, только, боюсь, не в пользу Украины, а в пользу тех, кто ей противостоит.
Ведущая:
Но события последних выходных как раз показали успех Украины. Как это объяснить?
Посол:
Это хорошая иллюстрация того, как выглядит современная война и как протекают конфликты. В западной прессе, в СМИ — была настоящая буря аплодисментов. Это неудивительно. Но заметно, что никто — ни эксперты, ни журналисты — не говорит ни о балансе сил, ни о стратегической стабильности, ни о том, к чему могут привести эти действия.
Ведущая:
То есть вы считаете, что эти действия Украины только ещё больше обостряют ситуацию при попытках защитить себя?
Посол:
Да, именно такие действия выводят конфликт на новый, более опасный уровень эскалации.
Ведущая:
Что это означает на практике?
Посол:
Это означает, что лучше остановиться, задуматься, что мы делаем, и не переходить некую грань. Сейчас у нас идёт ограниченный конфликт, который, несомненно, влияет и на более широкую европейскую безопасность, но важно, чтобы он не превратился в нечто большее, чтобы не разгорелась Третья мировая война. Это худший сценарий из возможных.