Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в беседе с журналистами изложил актуальные оценки перспектив российско-американских отношений, положения вокруг украинского конфликта, темы стратегической стабильности и функционирования дипломатических миссий. Он отметил, что позиции Москвы хорошо известны в Вашингтоне и не поддаются изменению под напором ограничительных мер.
Часть первая:
По словам Сергея Рябкова, возвращение Дональда Трампа в Белый дом и его публичная поддержка идеи политико-дипломатического урегулирования украинского кризиса стали основанием для осторожного оптимизма относительно потенциальной нормализации отношений между Россией и Соединёнными Штатами, а также для улучшения международной обстановки в целом. В этом контексте, как отметил замминистра, президенты России и США провели три телефонных разговора, в ходе которых с российской стороны была выражена признательность за поддержку инициативы США по возобновлению прямых переговоров между Москвой и Киевом. Он напомнил, что эти переговоры были прерваны украинской стороной в 2022 году. При этом Владимир Путин вновь подтвердил, что Россия исходит из необходимости устранения первопричин конфликта в рамках политико-дипломатических усилий, поскольку только так возможно обеспечить мир и стабильность в регионе.
Рябков отметил, что принципиальные установки, сформулированные еще год назад на встрече российского президента с руководством МИД, хорошо известны американской стороне, и попытки повлиять на эти позиции с помощью угроз санкций не приводят к результату. Он подчеркнул, что в этом уже могла убедиться и предыдущая американская администрация. В то же время Рябков выразил недоумение позицией части американских сенаторов, которые, по его словам, «теряют остатки здравого смысла», игнорируя существующую реальность. Замминистра подтвердил, что Россия остаётся открыта к честным переговорам, при условии учета российских интересов и принципа взаимного уважения, однако иллюзий по поводу легкости этого диалога в Москве не питают. Он подчеркнул, что российская сторона намерена продолжать усилия для достижения целей специальной военной операции, и в конечном итоге решение о характере взаимодействия зависит от Вашингтона и новой администрации США.
Комментируя последние заявления канцлера ФРГ Фридриха Мерца о поставках Киеву дальнобойного оружия, Сергей Рябков напомнил западным странам, что Россия будет определять направления дальнейших испытаний новейших ракетных комплексов исходя из оценки угроз национальной безопасности страны. Он указал, что Москва неоднократно отмечала: решение США и ряда западных государств от ноября 2024 года о разрешении нанесения Украиной ударов по российской территории при помощи западных дальнобойных систем критически обостряет угрозы для РФ. При этом Рябков обратил особое внимание на тот факт, что эффективное применение такого оружия не представляется возможным без непосредственного участия военнослужащих стран-поставщиков, как минимум при передаче данных спутниковой разведки, формировании полетных заданий и проведении иных действий, осуществляемых западными военными специалистами.