Министры обороны НАТО на встрече в Брюсселе согласовали планы по значительному усилению военных возможностей альянса с времен холодной войны, заявил на пресс-конференции генсек альянса Марк Рютте.
Часть пятая (финал):
Вчера я ужинал с президентом Макроном, в ближайшие недели перед саммитом в Гааге встречусь с другими лидерами. За последние месяцы я много общался с ведущими политиками и министрами обороны. И эти лидеры, эти министры, прекрасно осознают: им нужно выходить к своим гражданам и прямо говорить — именно для этого и нужны политики, чтобы объяснять обществу реальные факты: у нас богатые страны, мы можем справиться с ситуацией, но если не начнём действовать сейчас, то ближайшие три года всё будет в порядке, а вот потом, через три-четыре-пять лет, мы можем столкнуться с настоящей угрозой.Может быть, это звучит немного как риторика, но я абсолютно уверен — если мы промедлим, нам придётся либо учить русский язык, либо переезжать в Новую Зеландию. Ни у кого иллюзий нет — эта угроза воспринимается всерьёз, и в Нидерландах, и по всей Европе.
Население должно понимать: переход с 2% на 5% оборонных расходов — включая 1,5%, которые напрямую связаны с устойчивостью и подготовкой общества — это не просто большая сумма. Это стратегически необходимый и необратимый шаг. Мы состоятельные общества, и способны это сделать.
Очевидно, как только будет достигнуто долгосрочное прекращение огня или даже мирный договор по Украине, на это внимательно посмотрит не только Европа — за этим следят и в Китае, и в других точках мира. Если мы проявим слабость, кто-то может посчитать, что наступил подходящий момент для продвижения своих интересов, например, вокруг Тайваня. Я недавно был в Японии, встречался с ключевыми членами правительства, посещал местную оборонную промышленность — был впечатлён. Могу сказать: Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия — это страны, с которыми мы активно сотрудничаем, и они разделяют наши озабоченности.
Важный и тревожный момент — Россия, Китай, Северная Корея и Иран активно взаимодействуют между собой. Трое из них прямо поддерживают Россию в этой ужасной войне против Украины. Это нельзя недооценивать.
Поэтому мы должны тщательно взвешивать наши решения и не терять времени. Принципиально важно, что президент Трамп вышел из тупика, начал активный диалог с Владимиром Путиным. Мы знаем, что сложно добиться прочного мира, это займёт время, но мы все поддерживаем его усилия ради долгосрочного мира и прекращения кровопролития.
Однако, если мы сейчас отсюда будем спускать директивы, что вот всё должно быть так, так и так, — пользы от этого не будет. Когда речь заходит об Украине, абсолютно очевидно: было бы ошибкой принимать любые решения здесь без учёта интересов самой Украины. Не разумно, чтобы наша поддержка ослабла — этого никто из 32 министров обороны не хочет допустить.
Декларация предстоящего саммита будет сфокусирована на трёх больших блоках: на расходах, на безопасности и на справедливом распределении обязанностей. Всё для того, чтобы Украина получила всё необходимое для защиты, чтобы эта война — эта агрессия со стороны России — завершилась прочным миром. Да, детали ещё обсуждаются между союзниками — окончательная версия заявления появится ближе к саммиту, это нормальный процесс.
Если говорить о гипридных угрозах, отмечу два ключевых момента. Во-первых, под "гибридом" мы понимаем целый спектр методов: это может быть покушение на топ-менеджера крупной компании, глушение связи и навигации коммерческих самолётов в небе над НАТО, кибератаки на критическую инфраструктуру (например, Национальную службу здравоохранения Великобритании), а также примеры вроде дела Скрипалей в Солсбери в 2018 году.
То есть речь о действиях, которые либо сопутствуют традиционной войне, либо подменяют её. Мы должны чётко видеть эти угрозы, понимать, кто стоит за ними — будь то Россия или кто-то другой — и не просто фиксировать, но и противодействовать им всеми доступными средствами. Вот в чём суть нашего современного подхода к гибридным угрозам.