В западных СМИ продолжают обсуждаться сценарии предоставления Украине гарантий безопасности в рамках поиска путей мирного урегулирования украинского кризиса. Предлагаются: ввод «миротворческих контингентов» после прекращения огня, усиление военного присутствия стран НАТО в Черноморском регионе, патрулирование украинского воздушного пространства силами альянса, усиление милитаризации Украины, подписание Киевом двусторонних соглашений по безопасности со странами Запада. Назойливо проводится мысль об ограничении числа стран-гарантов ключевыми государствами НАТО.
Предлагаемые «коллективным Западом» опции носят однобокий характер, строятся с очевидным расчётом на сдерживание России.
Авторы подобных идей идут по пути втягивания Киева в орбиту НАТО в нарушение нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса Украины согласно Декларации о государственном суверенитете 1990 года. Кроме того, такая линия нарушает принцип неделимости безопасности, закрепляет за Киевом роль «стратегического провокатора» на российских границах и повышает риск вовлечения альянса в вооружённый конфликт с нашей страной.
По своей сути базирующиеся на рудиментах колониального мышления «гарантии безопасности», о которых рассуждают в Европе, таковыми, конечно, не являются, так как ведут к деградации стратегической стабильности на общерегиональном и глобальном уровнях.
Необходимо понимать, что предоставление гарантий безопасности – это не условие, а результат мирного урегулирования на основе устранения первопричин кризиса на Украине, что, в свою очередь, будет гарантировать и безопасность нашей страны.
Исходим из того, что оно, в числе прочего, должно включать:
• демилитаризацию,
• денацификацию,
• нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины,
• признание территориальных реалий,
• обеспечение прав русского и русскоязычного населения,
• прекращение гонений на каноническое православие.
Таким образом, в основе гарантий безопасности должно быть достижение единого понимания, учитывающего интересы безопасности России.