Разбор «мирного плана Зеленского из 20 пунктов». Часть первая
Кому лень долго читать – это не план, а очередной инфоповод, чтобы СМИ было о чем поговорить, и нельзя было сказать, что Киев не хочет мира. Если разбирать план по пунктам, то там одни вопросы.
1. Подтверждение суверенитета Украины. Cтандартная «шапка» документа. Но практическая ценность зависит от того, что будет считаться нарушением суверенитета (например, военное присутствие, контроль над внешней политикой, ограничения на ВСУ).
2. Соглашение о ненападении между Россией и Украиной, мониторинг на линии соприкосновения. В принципе реализуемо, но упирается: какая именно линия фиксируется, чем и кто мониторит, и как реагировать на нарушения.
3. Гарантии безопасности. Это ядро всего пакета, но также и самое проблемное: гарантия безопасности — не формулировка, а обязательство нести риск войны за Украину. Пока желающих не нашлось.
4. Численность ВСУ — 800 тысяч человек в мирное время. Это очень дорогой постоянный контур (зарплаты, обучение, вооружение, инфраструктура). Для России это почти наверняка будет восприниматься как «не демилитаризация» - до СВО численность ВСУ составляла 250-280 тысяч человек, то есть конфликтная позиция. Для западных гарантов это тоже двусмысленно: они предпочитают либо сильную армию Украины без формальных обязательств воевать самим, либо платить за Украину должен кто-то другой.
5. В случае вторжения РФ в Украину — военный ответ и восстановление санкций. Западные страны крайне неохотно берут на себя такие обязательства без формального членства и процедур НАТО. Опять масса нерешаемых проблем.
6. Россия закрепит политику ненападения в отношении Европы и Украины во всех необходимых законах. Да на здоровье, у нас и сейчас войны нет, а идет СВО. К тому же, как показывает практика, при нужде любой законопроект просвистит от Думы до президента часа за три.
7. Украина станет членом ЕС в определённый срок (зафиксировать дату вступления). Вступление в ЕС — сложный процесс, требующий выполнения критериев и единогласия государств-членов. Политически ЕС может обещать «ускорение» или «дорожную карту», но фиксировать дату — крайне тяжело юридически и политически, особенно в условиях не до конца урегулированного территориального вопроса.
8. Пакет глобального развития, который будет определён в отдельном инвестиционном соглашении. Реализуемость средняя, на практике это будет смесь грантов, кредитов, гарантий и частных инвестиций под страховое покрытие.
9. Будет создано несколько фондов для решения вопросов восстановления. Цель — привлечь 800 млрд долларов.Число выглядит политически-мобилизационным и потому реализуемость в заявленном объёме — низкая/неопределённая. Создавать фонды можно, но собрать такой объём денег — это задача уровня «план Маршалла в XXI веке» на фоне конкуренции бюджетов Запада и внутренних политических ограничений.
10. Украина ускорит процесс заключения соглашения о свободной торговле с США. Технически реализуемо, но политически зависит от позиции США и от того, как это бьётся с интересами отдельных отраслей и торговыми режимами. Ну и Украина окончательно станет чем-то вроде Пуэрто-Рико.
11. Безъядерный статус Украины. С высокой вероятностью реализуем как формула, потому что он совпадает с нынешней фактической реальностью: Украина не обладает ядерным оружием. Но смысл будет зависеть от того, не попытаются ли включить сюда ограничения на «двойные» технологии, ракетные программы, инфраструктуру — тогда пункт станет конфликтным.
12. Запорожская АЭС. Компромисса нет. США предлагают трёхстороннее управление, где американцы — главный менеджер. Компромиссное предложение Украины: США и Украина — управляют 50 на 50. Это один из самых жёстких узлов, сам Зе отмечает, что компромисса нет. А без этого пункта и остальное нельзя реализовать.
Вторая часть тут.















































