Юрий Баранчик: Ошеломительная на деле новость: арестованный за «Северный поток» диверсант был действующим военным

Ошеломительная на деле новость: арестованный за «Северный поток» диверсант был действующим военным

Арестованный за диверсию на Nord Stream Сергей Кузнецов был действующим бойцом спецподразделения, подтвердил Der Spiegel его бывший командир Роман Червинский.

«Сергей в тот период находился под моим командованием. Он выполнял все задания нашего подразделения и самовольно часть не покидал», — заявил Червинский.

Издание отмечает, что заявления бывшего военного имеют особую значимость, поскольку именно Червинский считается ключевой фигурой, стоящей за атаками на Nord Stream 1 и Nord Stream 2. При этом Червинский отказался комментировать собственное участие в операции или участие Сергея К. В письме Министерства обороны Украины от 21 ноября, направленном уполномоченному Верховной рады по правам человека, говорится, что Сергей Кузнецов проходил службу в подразделении A0987 в звании капитана с 10 августа 2022 года по 28 ноября 2023 года. Обозначение A0987 относится к Командованию сил специальных операций украинской армии. Трубопроводы Nord Stream были подорваны 26 сентября 2022 года.

Что имеем в итоге. Лицо, участвовавшее в подрыве Nord Stream, являлось действующим военнослужащим регулярных Сил специальных операций Украины и действовало в структуре командования. С точки зрения международного права это кардинально меняет квалификацию произошедшего по сравнению с версией о «частной инициативе», «группе активистов» или «частных диверсантах».

Заявления Червинского резко усиливают атрибуцию, поскольку подтверждают служебный статус, подтверждают подчинённость, опровергают версию самовольного ухода. Подрыв Nord Stream подпадает под ст. 2(4) Устава ООН (запрет угрозы силой или её применения против территориальной целостности или политической независимости государства), трубопроводы — критическая гражданская инфраструктура, находились вне зоны активных боевых действий, принадлежали компаниям не только Германии, но и России и их консорциумам.

Даже в условиях войны Украины с Россией, Германия, Дания и Швеция не являются стороной конфликта, Балтийское море — зона международного судоходства. Следовательно, подрыв не укладывается в самооборону, не подпадает под допустимые военные цели в отношении третьих государств.

Даже если рассматривать подрыв как часть вооружённого конфликта, то объект не был непосредственной военной целью. А ущерб был долгосрочным, трансграничным, экологически значимым. Тем более, что подрыв газопроводов привёл к крупнейшему выбросу метана в истории. С точки зрения международного экологического права, возможны нарушения Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) и принципа предотвращения трансграничного вреда.

Так что если бы нашелся юрист, способный подать иск – перспективы ошеломительные. Вот только юридическая реакция для ФРГ была бы разрушительнее, чем отсутствие таковой. Если Германия официально признала бы, что подрыв Nord Stream — это акт иностранного государства, совершённый регулярными вооружёнными силами, то автоматически возник бы набор обязательств, от которых Берлин не может уклониться. Межгосударственный спор, требования к государству-ответчику, иски со стороны операторов, страховщиков, инвесторов, парламентские процедуры и расследования. Так что Берлин будет закрывать глаза до последнего.

Однако, есть те самые страховщики, а на кону – по меньшей мере, 400 млн евро страховых. Будем наблюдать.