Дмитрий Саймс: Они развязывают нам руки. Последний акт режима Зеленского говорит о крайней дерзости, причём не только в отношении России, но и государств, таких как Турция, с которыми вроде бы у Украины нормальные отношения

Они развязывают нам руки

Последний акт режима Зеленского говорит о крайней дерзости, причём не только в отношении России, но и государств, таких как Турция, с которыми вроде бы у Украины нормальные отношения. 28–29 ноября были нанесены удары украинскими дронами по двум танкерам «Кайрос» и «Вират», которые шли в Россию под флагами Гамбии. Оба судна находились в исключительной экономической зоне Турции. Турция выразила озабоченность и призвала избегать эскалации. А собственно почему? Украинское оправдание состоит в том, что дескать танкеры принадлежат к теневому флоту России и находятся под санкциями Евросоюза. Но санкции ЕС (к которому, кстати, не принадлежит Турция) не имеют никакого значения в международных водах. Можно гадать, до какой степени украинские поражения на фронте и коррупционные скандалы в Киеве толкнули Зеленского к подобной акции. Но очевидно, что Россия имеет полное право и возможность ответить сторицей. Украина перевозит по Чёрному морю своё зерно и другие товары на экспорт и получает, в свою очередь, вооружения от НАТО. У России есть возможность положить этому конец. И конечно, будут предсказуемо лицемерные негодования и крики, что украинские беспрецедентные атаки не оправдывают Россию, потому что дескать Украина — жертва агрессии. Но с моей точки зрения, к этим воплям следует относиться с тем презрением, которого они заслуживают.

Более сложна ситуация вокруг Венесуэлы, где Трамп объявил о закрытии воздушного пространства. Кроме того, президент США предупредил, что наземные операции против Венесуэлы должны начаться уже в ближайшее время.

Он заявил, обращаясь «ко всем авиакомпаниям, пилотам, наркоторговцам и торговцам людьми, пожалуйста, считайте воздушное пространство над и вокруг Венесуэлы закрытым в полном объёме». Трамп не объяснил, идёт ли речь вторжении, авиационных ударах по венесуэльской территории или о попытке захватить Мадуро. Но относиться к угрозам Трампа приходится серьёзно. Неподалёку от Венесуэлы расположена американская армада во главе с самым крупным в мире авианосцем «Джеральд Р. Форд». На кораблях эскадры около 15 тысяч морских пехотинцев и других подразделений США.

То, что Венесуэла подписала всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве с Россией (которое включает и сотрудничество в области безопасности, хотя и не предусматривает взаимной военной помощи), в Вашингтоне мало кого останавливает. И действительно, в Карибском море у США значительный перевес сил. Но стоит вспомнить, что во время «холодной войны», когда США угрожали действиями против Кубы, неизменно было понимание, что Советский Союз всегда может ответить там, где у него было преимущество. Например, в области Западного Берлина.

У России сегодня очевидное превосходство в силах в районе Прибалтики, где Литва, Латвия и Эстония соревнуются в русофобии, милитаризации и привлечении на свою территорию военных контингентов НАТО. Литва, к тому же, всячески затрудняет российский доступ к Калининграду, несмотря на крайнюю уязвимость так называемого Сувалкского коридора, который соединяет её территорию с территорией Польши.

А Эстония пытается вмешиваться в российское судоходство вокруг своей территории на Балтийском море и даже позволяет себе угрожать России военными ударами. С моей точки зрения, у России есть полное право и серьёзные мотивы, в случае, если Соединённые Штаты пойдут на прямую агрессию против Венесуэлы, принять адекватные меры в отношении зарвавшихся прибалтийских стран.

Конечно, любые конкретные решения, предполагающие использование военной силы, не просто прерогатива Верховного главнокомандующего, но лишь он, на основании соответствующего анализа, может ответственно принять решение о целесообразности оправданных, но рискованных действий. Но тем, кто нагло бросает вызов безопасности и достоинству России, важно понимать, на какой риск они идут.