Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан в интервью немецкому изданию Welt.
После четырех лет войны на истощение стороны более склонны к заключению мира, чем раньше. Они увидели масштабы человеческих страданий и разрушений и осознали пределы собственных возможностей. В нашем понимании, господин Путин также готов согласиться на прекращение огня и всеобъемлющее мирное соглашение на определенных условиях. Эта позиция была донесена до украинской стороны, и мы участвуем в проработке некоторых ее аспектов. Эта война обходится России очень дорого.Киеву нужны войска НАТО — это одно, а международные наблюдательные контингенты, которые не обязательно принадлежат НАТО, — совсем другое. Важнейший элемент, который сейчас обсуждается, — это американские гарантии безопасности для Украины, аналогичные статье 5. Кроме того, есть и другие элементы, например, потенциал украинской армии. Европейские страны справедливо заявляют, что суверенное государство само принимает решение по этому вопросу. Россия же, со своей стороны, рассматривает установление верхнего предела как часть собственных гарантий безопасности.
Каждая страна имеет право и обязана защищать свою национальную безопасность. Именно поэтому обсуждаемое мирное соглашение так важно — не только для прекращения войны в Украине, но и для создания прочной стабильности во всей Европе. В этом контексте нам следует внимательнее рассмотреть некоторые статьи соглашения, призванного обеспечить безопасность Европы. Я вижу в этом исторический шанс предотвратить дальнейшие нападения. Такое соглашение должно содержать четкие обязательства о том, что ни одна из сторон не будет нападать на другую ни по какой причине. Если удастся об этом договориться, это может обеспечить еще 50, 60, 70 лет мира в регионе. А может, и больше.
Мирное соглашение не означает отказ от собственных мер безопасности. Ни европейцы, ни русские этого не сделают и будут продолжать готовиться к различным сценариям. НАТО также будет этим заниматься. Время покажет, насколько долго удастся поддерживать мир. Но Россия тоже страдает в экономическом и социальном плане и извлечет выгоду из соглашения.
Мы напрямую противостояли России в нескольких конфликтах, например, в Сирии и Ливии. В этом отношении мы переживаем многое из того, что переживают и европейские государства. Разница в том, что мы никогда не прерывали диалог с Россией. Когда наши интересы ущемляются, мы реагируем. Но мы не можем позволить себе находиться в постоянном конфликте с нашими соседями. Турция стремится поддерживать дружеские отношения со всеми соседними странами. Мы никогда не хотим быть теми, кто создает проблемы.
































