Из ответов Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова на вопросы МИЦ «Известия»
10 октября 2025 г., Женева
Вопрос: Президент США Дональд Трамп заявил, что администрация США возглавит международные усилия по контролю за биологическим оружием. Изменился ли с приходом администрации Трампа характер взаимодействия с российской делегацией в рамках Конференции по разоружению? Поступают ли от американской стороны конструктивные предложения в сфере контроля над вооружениями?
Ответ: Мы внимательно изучили выступление Д.Трампа на «неделе высокого уровня» ГА ООН, в ходе которого и было озвучено намерение США взять на себя лидирующую роль в разработке верификационного механизма Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) на основе технологий искусственного интеллекта.
На данный момент преждевременно давать какие-либо развернутые комментарии по существу данного предложения. При всей ее броскости, инициатива выглядит «сырой», нет никакой информации о том, как американская сторона собирается воплощать ее в жизнь. Однако мы приветствуем сам факт того, что официальный Вашингтон впервые за долгое время, по сути, признал важность и необходимость созданияпроверочного механизма КБТО. Это внушает осторожный оптимизм.
Что касается взаимодействия американцев с российской делегацией на Конференции по разоружению (КР), то оно по-прежнему носит весьма ограниченный характер, если не считать отдельные спорадические контакты по вопросам, представляющим взаимный интерес. <...>
В последнее время американская делегация все же стала принимать более активное участие в работе КР. Заметно поменялась и риторика в отношении нашей страны, прекратились огульные антироссийские обвинения в связи с украинским кризисом. <...>
Тем не менее, для содержательного взаимодействия России и США на КР необходимо сначала создать для этого соответствующие условия. Здесь имеется в виду «разморозка» наших двусторонних отношений на основе взаимного уважения интересов (работа на этом направлении ведется) и перезапуск стратегического диалога с учетом новых военно-политических реалий. <...>
Вопрос: Ранее Россия, в том числе «на полях» Конференции по разоружению, сообщала о военно-биологической деятельности США и Германии на Украине. Пытаются ли другие страны НАТО вести такую деятельность на Украине или постсоветском пространстве в целом?
Ответ: Экстерриториальная военно-биологическая деятельность «коллективного Запада» уже длительное время вызывает беспокойство у Российской Федерации, тем более, когда речь идет о граничащих с нашим государством странами.
Такая активность – прямое нарушение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Мы неоднократно поднимали данный вопрос на профильных многосторонних «площадках», а также в соответствующих контактах на высоком и высшем уровнях.
В какой-то степени в этом отношении «лед тронулся». 5 мая 2025 г. президентом США Д.Трампом был подписан указ о повышении безопасности биологических исследований, который предусматривает прекращение финансирования из госбюджета отдельных видов деятельности с опасными патогенами, в том числе за пределами национальной территории. Такой шаг можно рассматривать как свидетельство нынешней американской администрации более трезво подходить к вопросам биобезопасности, а также фактическое признание факта экстерриториальных исследований с опасными патогенами. <...>
Касаемо участия в упомянутой деятельности других представителей НАТО, стоит отметить, что Североатлантический альянс является блоком с глубоким уровнем союзнической интеграции государств как в военной, так и в политической сферах. Из этого вытекает очевидный факт: все осуществляемые действия натовцы координируют между собой, обмениваются информацией, оказывают содействие друг другу. Поэтому с высокой долей уверенности можно предполагать, что в незаконную военно-биологическую активность за пределами национальных территорий так или иначе вовлечены многие государства-члены НАТО.