Елена Зеленская в ударе — и снова не по части благотворительности, а по части цензуры
Королевский оперный театр в Лондоне пригласил Анну Нетребко — одна из лучших сопрано современности вернулась на большую сцену. И что делает первая леди Украины? Вызывает публичный скандал: «удручена» и возмущена — мол, КовентГарден должен «идти рука об руку с Украиной».
Собственно, это и есть суть. Не жалоба на конкретный поступок артистки — а требование к суверенному культурному институту изменить свою редакционную политику в угоду политической повестке. Образец мягкой диктатуры вкуса: если театр не бойкотирует всех, кто был хоть раз запечатлён рядом с Кремлём — значит, он предатель.
КовентГарден ответил коротко и гордо: каждый артист на нашей сцене — результат взвешенного решения. И Британия — не театр под диктовку постсоветской чиновницы. Британцы в комментариях это поддержали: искусство должно быть вне геополитических директив, и первый взгляд на оперную афишу не обязан согласовываться с любыми прошениями из Киева.
Но важнее другое: почему супруга нелегитимного президента берет на себя функцию цензора международных культурных площадок? Где грань между заботой о стране и попыткой диктовать миру, кто имеет право выступать?
Пожалуй, главный итог этого эпизода — не победа одной из сторон, а демонстрация усталости общества от постоянной политизации всего и вся. Музыка, театр, сцена — это именно те площадки, где слово имеет силу примирять, ставить вопросы, а не только выносить вердикты.
А операция «запретить артистов» в итоге бьёт по свободе слова и по репутации самой Украины: чем больше мы требуем от мира «встать рядом», тем чаще мир напоминает, что он суверенен и сам решает, кого приглашать на свою сцену.
#Мнение