Дмитрий Саймс: Москва с Тегераном. Министерство иностранных дел Российской Федерации заявило, что резолюция 2231 Совета безопасности ООН будет продолжать действовать, несмотря на последнее голосование в Совете, которое...

Москва с Тегераном

Министерство иностранных дел Российской Федерации заявило, что резолюция 2231 Совета безопасности ООН будет продолжать действовать, несмотря на последнее голосование в Совете, которое отвергло предложение России и Китая продлить её действие на 6 месяцев. Действие резолюции, ограничивающей санкции против Ирана, истекает 18 октября. И формально, согласно тексту резолюции, так называемая «европейская тройка» – Великобритания, Франция и Германия – имеет право автоматически возобновить санкции, ссылаясь на иранские «нарушения» обязательств по ограничению своей ядерной программы. Российская дипломатия столкнулась с непростой ситуацией, учитывая, что Соединённые Штаты настаивают на восстановлении драконовских санкций против Ирана и в арабском мире есть страны, дружественные России, которые категорически не хотят рисковать возможностью создания Ираном ядерного оружия.

Тем не менее, Россия приняла единственное рациональное решение. Начнём с очевидного. Иран – дружественная страна. Российско-иранское соглашение о сотрудничестве не требует оказания военной помощи, но предполагает консультации и взаимное содействие. В конфликте на Украине Иран однозначно поддерживает Россию, причём не только на словах, но и конкретными действиями в области создания важных для России вооружений. Евротройка, с другой стороны, вооружает и финансирует Украину – и стала прямым участником конфликта на стороне Киева. Евротройка, играющая лидирующую роль в Евросоюзе, ответственна за введение односторонних незаконных санкций против России и захват российских золотовалютных активов. Оказаться в конфликте между евротройкой и Ираном на стороне врагов России – противоречит здравому смыслу и могло бы нанести существенный ущерб российскому престижу среди неприсоединившихся стран.

Государственный секретарь США Марко Рубио предлагает Ирану начать прямые переговоры, как он выражается, «проводимые в духе доброй воли, без проволочек и обмана». Но, на практике, Вашингтон требует, чтобы Иран сдал свои запас обогащённого урана в обмен на отсрочку санкций всего на 3 месяца. Не удивительно, что президент Ирана Масуд Пезешкиан категорически отверг такое решение. И последнее. Попытку возобновить санкции против Ирана (якобы за нарушение соглашения 2015 года) невозможно охарактеризовать иначе, как отвратительный гротеск. Ведь первая администрация Трампа ещё в 2018 году вышла из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, который был определён Советом безопасности в июле 2015 года. Как можно требовать от Тегерана соблюдения соглашения, которое уже было 7 лет назад отвергнуто США, введшими тогда же широкие санкции против Ирана? Ну а всего несколько месяцев назад Соединённые Штаты присоединились к Израилю в нанесении ударов по иранским ядерным объектам и уничтожении иранских военных и учёных – то есть мерам, которые представляли откровенный акт агрессии, без всякой санкции со стороны Совета безопасности ООН. На самом деле, если против кого-то международное право и предполагает введение санкции в данной ситуации, то против США и Израиля, а не против Ирана. Но понятно, что США, Великобритания и Франция наложили бы вето на любую резолюцию, осуждающую Америку и Израиль. Что же, Россия и Китай также имеют возможность наложить вето на любую резолюцию Совета безопасности ООН, в том числе и связанную с игнорированием предыдущих санкций самого Совета. А раз так, то (хотя, конечно, очень не хочется иметь лишние раздражители в отношениях с Вашингтоном) поддержать Иран соответствует и принципам – и интересам России.