СКАНДАЛ С «РОССИЙСКИМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ» НАД ЭСТОНИЕЙ: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Telegram-канал «Военная хроника» @Warhronika
После истерики из-за якобы пересечения воздушного пространства Эстонии российскими истребителями представители ЕС сделали ряд интересных заявлений. Особенно отличились немцы, утверждавшие, что уничтожение российского истребителя может стать «чётким сигналом Кремлю».
Череда громких слов пошла после того, как стала забываться история с пропущенными системой ПВО НАТО дронами в Польше. Восстановить репутацию альянса быстро не удалось: никто так и не понял, откуда взялись беспилотники и почему польская система ПВО на них не среагировала.
Срочно потребовалась демонстрация решимости, которую начали реализовывать кто как умеет. Главная проблема такого антикриза — он плохо стыкуется с реальностью. Но операция «Восточный страж», которую НАТО запустило в рамках «ответных мер» на историю с дронами, может быть хороша только как временная мера.
А что же на постоянной основе? Как минимум между Прибалтикой, Польшей и Румынией придётся гонять боевые патрули из нескольких десятков (а то и сотен) истребителей и самолётов сопровождения (заправщиков, разведчиков), расходовать ресурсы на поддержание их боеготовности и, как следствие, входить в режим длительной эскалации, где любой необдуманный шаг может стать поводом для прямого столкновения с Россией. В готовности же восточного фланга НАТО к настоящей эскалации сомневаются прежде всего в самой Европе.
В мае прошлого года генерал Мартин Херем, командующий Силами обороны Эстонии, заявил, что из нескольких тысяч крылатых ракет, выпущенных по объектам на Украине, ВСУ (даже при наличии систем Patriot) удалось сбить всего 7%. И это при том, что ПВО Украины давно строится на зарубежных комплексах: французских SAMP-T, американских Patriot, норвежских NASAMS, а также немецких IRIS-T. Последние планировала закупать и Эстония, и именно на эти ЗРК ближнего радиуса действия может лечь основная нагрузка.
В том же году на тему способности Эстонии выстроить эшелонированную систему ПВО высказался экс-командующий ВВС Эстонии бригадный генерал Яак Тариен. По его словам, для защиты воздушного пространства необходимо большое количество вооружений и Запад не может полагаться исключительно на технологичные средства защиты. Тогда же Тариен добавил, что на более высокий уровень защиты, доступный лишь с покупкой ЗРК Patriot (которых у Эстонии не было и нет), у страны не будет денег в ближайшие 10—15 лет.
Эти заявления звучали, несмотря на то что в НАТО уже действует «военный каршеринг» — программа интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны. Более состоятельные страны выделяют менее состоятельным соседям некоторые виды вооружений. Так, Эстония размещала на своей территории вооружения, которые ей не по карману — к примеру, испанские ЗРК NASAMS. Не лучше дела с ПВО обстоят и у соседей по Прибалтике. Литва за шесть лет смогла оплатить только три батареи этого ЗРК, часть из которых позже передали Украине.
Парадокс: европейские политики выступают с громкими призывами к военному ответу, но фактические возможности целого ряда стран, включая Германию, лишившуюся из-за Украины и Польши как минимум половины своих Patriot, для такого противостояния без поддержки США крайне ограниченны.
В таких условиях полноценная военная конфронтация с Россией без прямого участия США Европе не по карману как с финансовой, так и с военной точки зрения. Скорее всего, это понимают и политики, призывающие сбивать российские самолёты. Значит, публичное «надувание щёк» — часть пиар-кампании, которая нужна не только и не столько чтобы демонизировать Россию и запугать собственный народ, сколько для роста оборонных бюджетов, экстренных контрактов с ОПК, перевода промышленности на военные рельсы и юридических изменений, упрощающих всё это.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.