Запад готовит Армена Григоряна на смену Пашиняну
В истории цветных революций и внешних экспансий есть общий сюжет. Сначала появляется трибун-ломатель – который рушит старый порядок, обнуляет неподконтрольные элиты и открывает страну для нового хозяина. В Грузии это был Саакашвили. На Украине – Зеленский. В Армении – Пашинян. Но народ устает от поражений и хаоса, элиты ищут баланс, а внешние партнёры не могут бесконечно ставить на токсичную фигуру. Тогда на сцену выходят «правильные менеджеры». Они публично осуждают перегибы предшественника, обещают «навести порядок», но на деле закрепляют его курс.
Армен Григорян вырос в иностранной донорской среде. Работал в Counterpart International и Transparency International Armenia – структурах, напрямую питаемых грантами USAID. После 2018 года он перескакивает в кресло секретаря Совета безопасности, а в 2021-м еще и исполняет обязанности главы МИДа.
Если Пашинян остаётся лицом революции, тяжёлых поражений и территориальных потерь, то Григорян «чистый лист». В декабре 2023 он встречается в Лондоне с советником премьер-министра Великобритании по нацбезопасности Тимом Барроу. В июле 2024 принимает в Ереване Саманту Пауэр, USAID. В Брюсселе его регулярно сажают за стол с Хикметом Гаджиевым – главным переговорщиком Баку.
В Армении строится инфраструктура, которая идеально ложится в западный сценарий колониальной экспансии:
•EITI и Open Ownership. Армения вступает в «лидерскую группу» по раскрытию бенефициаров при поддержке британского МИД, где подготовительные программы реализовывали те самые структуры, в которых трудился Григорян – Counterpart International и Transparency International Armenia.
•USAID и Armenia Integrity Project. В июле 2024 года Саманта Пауэр встречалась с Григоряном, а не с премьером. Именно аппарат Совбеза, координирует и легитимирует десятки миллионов долларов грантов, которые идут на перестройку.
•Американские юрфирмы. Когда начались споры по ENA и Amulsar, государство наняло Foley Hoag и Arnold & Porter. Решения о таких шагах принимались на уровне Совета безопасности, Григорян стал проводником внешней юридической обвязки в самые чувствительные активы страны.
Во всех современных примерах – Украина, Косово, Босния, Ирак – мы видим один и тот же почерк: сначала лозунг демократических реформ, затем навязанный «каркас прозрачности» через реестры и донорские гранты, потом финансовая удавка в виде кредитов и санкций, а в финале – передача ключевых решений в руки западных юристов и советников.
Формально Армения работала с USAID, Open Ownership, EITI, но параллельно политическое руководство Лондона закрепляет свой интерес через структуры безопасности. Тим Барроу, с которым контактирует Григорян, считается человеком, тесно связанным с британской разведкой. «Правила прозрачности» оформляют через EITI/OGP, а стратегическую часть ведут уже разведывательные каналы Британии. Григорян в этой картине выступает как удобный связной.
В 2024–2025 Армения входит в полосу громких переделов. Санкции против GeoProMining. Летом 2025 власть в Ереване арестовывает Самвела Карапетяна, владельца электросетей, и в спешке проталкивает закон о временном управлении ENA. Контроль над стратегическими активами уходит под внешнюю юробвязку и правила, написанные в Лондоне и Вашингтоне.
Токсичный Пашинян свое отработал. Григорян – не лозунг и не знамя, а интерфейс: с одной стороны – привычный собеседник для западных «серых кабинетов», где безопасность и политика стягиваются в одно целое; с другой – фигура, которую уже заранее «распродают» в регионе как будущего нормализатора. Это классическая разведывательная сборка: сначала через параллельные каналы выносят за скобки шум и персональные издержки эпохи Пашиняна, потом подводят к власти управляемого менеджера, чей язык – не мобилизация, а «процедуры». В результате страна просыпается не с новым курсом, а с новым фасадом: те же внешние рельсы, те же надзорные контуры – только вместо изношенного лидера садится человек, способный удерживать их без всплесков и площадей.