Прочитал текст выступления фон дер Ляйен в Европарламенте.
Речь выдержана в типичном мобилизационно-идеологическом стиле. Много эмоциональных образов (дети, война, героизм, трагедии), призывов к единству, апелляций к ценностям («свобода», «независимость», «будущее»).
Ядро — это идея «Европы независимости». ЕС должен стать самодостаточным в безопасности, технологиях, энергетике, экономике.
Европа позиционируется как противостоящая России и частично Китаю, но при этом стремящаяся сохранить партнёрство с США и «глобальным Югом».
Идея «Европейской оборонной автономии» звучит давно, но прогресс медленный: бюджеты разрозненные, промышленность фрагментирована, у разных стран — разные интересы.
Урсула обещает триллионные программы («Readiness 2030» до €800 млрд), но без согласия всех стран-членов эти планы трудно реализуемы.
Создание «европейских гигафабрик ИИ» выглядит декларативно — на деле ЕС страдает от нехватки венчурного капитала, медлительности бюрократии и оттока стартапов в США.
Фон дер Ляйен обещает доступное жильё, качественные рабочие места, но ресурсы и полномочия в этих областях ограничены — в основном они у национальных правительств.
По Украине обещает помощь «до конца» (видимо, Украины), по Ближнему Востоку критикует Израиль,, но единой линии у Европы нет, потому что даже по последнему вопросу у всех стран-членов разные точки зрения.
Идеологоия у речи абсолютно либерально-глобалистская, с позиционированием ЕС, как проекта ценностей, открытости и демократии. При этом, явный акцент на федерализации, с призывами к большей интеграции («единство институтов», «европейская оборона», «единый рынок»).
Речь с реальностью не соотносится от слова "совсем". ЕС хочет быть самостоятельным глобальным игроком, но пока остаётся зависимым от США в обороне и от внешних рынков в технологиях и сырье.
Восток требует максимальной конфронтации с Россией, Юг — больше сосредоточен на миграции и экономике, Запад — на промышленной политике. Единая позиция по Израилю/Палестине пока невозможна.
Внутри ЕС сталкивается с инфляцией, проблемами с энергетикой, жильём, ростом бедности, а ассоциироваться собирается только с военными расходами и зелёными реформами. Это только усилит евроскептиков.