Премьер-министр Италии Джорджа Мелони:
Наконец, после трёх с половиной лет, когда Россия не проявляла никаких признаков готовности к диалогу и лишь требовала от Киева капитуляции, появился проблеск надежды на мирное урегулирование. Этот шанс стал возможен, конечно, благодаря инициативе президента США, но в ещё большей степени — благодаря героическому сопротивлению украинского народа и объединённой поддержке Запада, Европы и Италии, несмотря на не всегда благоприятное общественное мнение.Мы должны твёрдо верить в возможность диалога ради справедливого мира, каким бы сложным он ни был, и вносить свои идеи и предложения. Италия всегда считала, что краеугольным камнем любого мирного процесса являются надёжные гарантии безопасности Украины, способные предотвратить новые войны и новые акты агрессии. Это отправная точка, ключевая предпосылка, сформулированная в Вашингтоне на недавней встрече американцев, европейцев и украинцев.
Говоря о новых «строительных блоках», хочу подчеркнуть: итальянское предложение, основанное на механизме, вдохновлённом статьёй 5 Устава НАТО, сегодня является одним из центральных в обсуждениях. Это наш вклад в дело мира, вклад, которым страна может гордиться. Мир, основанный на справедливости и безопасности, — именно к нему мы стремимся вместе с европейскими и западными партнёрами, в том числе и в Газе.
Именно поэтому мы, не колеблясь ни минуты, поддержали право Израиля на безопасность и самооборону после трагедии 7 октября — бойни, которая навсегда останется на совести террористов, слишком долго прикрывавшихся мирным населением Газы.
В то же время мы не можем молчать, когда реакция выходит за пределы принципа соразмерности и приводит к слишком большому числу невинных жертв, в том числе среди христианских общин, традиционно игравших важную роль в поддержании равновесия в регионе. Такая реакция ставит под угрозу историческую перспективу решения конфликта на основе создания двух государств.
Как страна, друг Израиля и еврейского народа, мы призываем все государства и все политические силы оказать максимальное давление на ХАМАС, чтобы добиться освобождения израильских заложников, которые всё ещё удерживаются. Мы призываем Израиль прекратить атаки, прекратить военную оккупацию Газы, прекратить расширение поселений на Западном берегу и обеспечить полный доступ гуманитарной помощи в сектор.
Мы должны быть готовы заплатить цену за собственную свободу и независимость после десятилетий, когда европейская безопасность передавалась на аутсорсинг Соединённым Штатам, что неизбежно вело к политической зависимости. Политический мир, из которого я родом, всегда поднимал этот вопрос и брал на себя ответственность, включая политическую цену в виде необходимости добиваться консенсуса, утверждая: только тот, кто способен себя защитить, действительно свободен в своём выборе.
Мы говорили о необходимости создания европейской опоры НАТО, равной по силе и значимости американской, ещё тогда, когда эти вопросы считались «не модными». Это означает необходимость сокращения непомерной бюрократии, поддержки конкурентоспособности бизнеса, борьбы с экономическим опустыниванием. Это означает возвращение гуманизма, а не идеологии, в центр политической жизни. Это означает инвестиции в цепочки поставок, чтобы уменьшить стратегическую зависимость. Это означает решение демографического вопроса, потому что иначе через несколько десятилетий просто не останется европейской цивилизации, которую нужно защищать.
Это означает, как я уже говорила, создание собственной модели безопасности, интегрированной в западную систему ценностей и обороны. Настоящий вызов — это Европа, которая делает меньше, но делает лучше. Европа, которая не подавляет национальные государства, а уважает их роль и особенности, не стирает идентичность, а возвышает её в более широком синтезе, объединённом в многообразии.